Стеганые доспехи.
Средневековые сражения были хаотичными и безумными событиями с точки зрения отдельного солдата. В таких условиях даже опытные и хорошо обученные люди сталкивались с высокой вероятностью быть пораженными противником. Чтобы свести к минимуму степень травматизма, солдаты использовали различные средства защиты тела. Такие средства защиты обычно называют «броней», и они использовались на поле боя в той или иной форме с тех пор, как люди впервые вступили в войну.
Большинство сохранившихся образцов доспехов изготовлены из сплавов железа или меди. В изобразительном искусстве и скульптуре в первую очередь нельзя не заметить металлическую (внешнюю) защиту. Однако металлические доспехи носили не только их, и они не обязательно были наиболее распространенной формой защиты тела на поле боя. Одной из простейших форм доспехов была стеганая текстильная одежда. Они изготавливались либо путем сшивания двух или более слоев ткани вместе, чтобы служить панцирем, обычно набитым синтепоном, либо путем сшивания нескольких слоев ткани вместе. Такие защитные доспехи обеспечивали значительную защиту сами по себе, как будет описано ниже, но также носились в сочетании с металлическими доспехами (кольчугой или пластинами), в этом случае они обеспечивали защиту от тупых травм и иным образом служили подушкой между кожей и металлическими доспехами.
Предыстория.
Хотя общепризнано, что металлические доспехи всегда использовались в сочетании с текстильными защитными элементами, в значительной степени неизвестно, каковы были их природа и конструкция, поскольку уровень детализации, доступный для изучения, в большинстве случаев недостаточен, чтобы сделать какие-либо твердые выводы.
В некоторых источниках показано, что кольчуга надевается непосредственно поверх того, что кажется простой туникой, а не толстой защитной одеждой, которую можно было бы ожидать. Гобелен из Байе — один из примеров, демонстрирующих это. Вполне вероятно, что художники не собирались включать уровень детализации, необходимый для отличия типов одежды друг от друга, но некоторые также предполагают, что столь же вероятно, что одежда из подбитой ткани часто пришивалась к кольчуге.
Некоторые из самых ранних упоминаний о защите от стеганых тканей относятся к середине 12 века. Оттуда можно найти записи и свидетельства использования стеганых тканей отдельно или с другими доспехами. В этой статье будут рассмотрены только стеганые доспехи после 12 века.
Некоторые формы стеганых доспехов изготавливались из слоев полотна (по крайней мере, двух), простеганных вертикально, чтобы получились трубчатые карманы. Затем эти карманы были набиты шерстью, паклей, тряпками, шерстью животных, хлопком или какой-либо другой набивкой. Предпочтение определенным набивным материалам (например, шерсти), по-видимому, было вызвано воздухопроницаемостью этих волокон, что помогало предотвратить перегрев. В литературе того времени слово fustian используется для обозначения набивки. Точно неизвестно, о каком материале идет речь, но, вероятно, это ткань смешанного переплетения льна и хлопка.
Эта конструкция использовалась в 13-14 веках, хотя точные границы ее популярности не ясны. Альтернативной конструкцией, по-видимому, было сшивание нескольких слоев, иногда более двадцати, для образования толстой защитной одежды.
Формы защиты в стеганой броне.
В общем, как обсуждалось выше, есть два основных способа изготовления одежды с подкладкой: набить панцирь подкладкой или наложить много слоев ткани друг на друга. Форма, вид, размер, материал и мода бесконечно менялись, как и названия стеганых доспехов. Не совсем ясно, что конкретно означает название каждого периода. Даже современные историки интерпретируют эти названия по-разному.
В текстах того периода используется множество слов для обозначения защиты в стеганых доспехах, и что больше всего сбивает с толку, так это то, что эти слова кажутся взаимозаменяемыми даже в этих текстах. К некоторым из этих средств защиты прилагается описание, но некоторые другие названия использовались без описания. Например, в книгах покупок сэра Джона Ховарда перечислены «валлийские доспехи», «шотландские доспехи» и «защитные дублеты», где смутно обсуждается только конструкция «защитного дублета». Два распространенных термина того периода, также использовавшихся для обозначения стеганой защиты, были «гамбезон» и «акетон». Эти два термина, по-видимому, были в значительной степени взаимозаменяемыми. Даже их конструкция была очень похожа, и их использование продолжалось примерно с 12 по 15 век.
Многие современные реконструкторы и некоторые историки, включая Клода Блэра и Дэвида Эджа, используют эти термины для обозначения различных видов использования одного и того же типа одежды: акетон обычно рассматривается как стеганая защита, надеваемая под броню (пластину или кольчугу), а гамбезон — как стеганая одежда, надеваемая поверх доспехов. В качестве самостоятельной защиты можно было использовать либо гамбезон, либо акетон. Хотя такое разделение может показаться излишним, обилие изображений воинов, одетых в две стеганые защиты, одну под кольчугой и одну поверх нее, наводит на мысль, что эти два предмета одежды, возможно, следует рассматривать отдельно. Читатель должен знать, что решение назвать верхнюю часть гамбезоном, а нижнюю — акетоном частично умозрительно. Здесь это сделано для того, чтобы следовать интерпретациям Клода Блэра и Дэвида Эджа.
Термин pourpoint используется некоторыми, такими как Клод Блэр, для обозначения любых стеганых доспехов, а другими, такими как Брайан Прайс, для обозначения предмета одежды, который чаще всего называют вооружающим дублетом (см. Ниже).
Согласно Клоду Блэру и Дэвиду Эджу, акетон часто использовался для обозначения стеганой защиты, надеваемой под металлическую броню (кольчугу или пластину). Судя по произведениям искусства того периода, они имели довольно плотную посадку, чтобы вместить надетые поверх них слои брони. Обычно они изготавливались из льняного панциря и не украшались. Это чрезмерное упрощение, поскольку есть записи об украшении акетонами или ношении поверх кольчуги.
Нет известных реально сохранившихся образцов под названием «акетон», хотя есть множество иллюстраций того периода и изображений, раскрывающих подробности об этих предметах одежды. Эта стеганая защита также использовалась в качестве самостоятельной солдатами низшего ранга с 12 века по крайней мере до конца 15 века. У нее были плотно прилегающие рукава, которые могли заканчиваться прямыми или зазубренными краями. Нижняя часть акетона также могла быть прямой или зазубренной. Почти всегда у этих защитных средств были воротники, которые казались довольно жесткими.
Похоже, что длина акетона увеличивалась вместе с надетой поверх него броней. В 12-13 веках кольчуга была основной металлической защитой, которую носили, и доходила она до колен; акетон того периода последовал этому примеру. В 14 веке кольчуга была укорочена до уровня выше колен, а акетон — соответственно. Во второй половине 14 века талия акетона значительно сузилась, отражая другие изменения в моде (так называемая «осиная талия»). Эти защитные доспехи могли иметь прорези по бокам и сзади для верховой езды. До 14 века практически все образцы защитных доспехов с подкладкой, которые носились под доспехами, были натянуты через голову, как рубашка. Это говорит о том, что изначально стеганые доспехи не имели отверстия спереди. В 14 веке были показаны предметы одежды с подкладкой, которые открывались спереди. Они закрывались шнуровкой или, реже, пуговицами.
Термин гамбезон, в интерпретации Клода Блэра, относится к относительно толстой стеганой защитной одежде, которую обычно надевают поверх металлической брони или другой стеганой защитной одежды. По его словам, гамбезоны использовались по крайней мере с 12 по 15 век. Гамбезоны изготавливались аналогично акетону, но внешний слой часто мог быть покрыт богатой тканью, например шелком, и часто украшался гербом владельца. Блэр отмечает, что стеганую одежду, которую носили под металлической броней, иногда называли гамбезонами. Гамбезон мог быть изготовлен без рукавов, и в некоторых случаях показано, что его надевают поверх другого предмета одежды с подкладкой (который можно было бы назвать акетоном). Края гамбезона могли быть прямыми или зазубренными.
Видео о стёганных доспехах смотри ТУТ.
Примеры гамбезонов существуют так же рано, как и примеры акетонов. Есть два сохранившихся предмета одежды конца 14 века, которые обычно называют юпонами (текстильная защита, происходящая от сюрко или панциря-пальто), но из-за их стеганой конструкции их технически также можно назвать гамбезонами. Один из них — гамбезон Эдварда Черного принца из Кентерберийского собора, а другой — приписываются Карлу VI и находятся в Шартрском соборе. Общая конструкция обоих доспехов скорее напоминает конструкцию акетона или гамбезона: панцирь из льняной ткани, простеганный вертикально и набитый шерстью. Гамбезон Эдварда состоит из пяти слоев: двух льняных панцирей и шерстяной набивки между ними, внутренней атласной подкладки и герба из синего и красного бархата, нанесенного спереди.
Гамбезон Карла VI состоит из семи слоев, но по сути это льняной панцирь, набитый шерстью. Оба предмета одежды расстегиваются спереди. Гамбезон Эдварда зашнурован, а у Чарльза застегивается на 25 деревянных пуговиц. Оба скроены так, чтобы плотно облегать тело. Точная длина рукавов гамбезона Эдварда неизвестна из-за разложения ткани, в то время как рукава гамбезона, приписываемого Чарльзу, доходили до запястий.
Аналогичные стеганые доспехи (типа гамбезон/юпон) часто надевались поверх металлических доспехов, но их также можно увидеть надетыми под пластинчатыми доспехами. В основном считается, что одежда Эдварда и Чарльза предназначалась в основном для процессий, а не для реальной защиты тела, однако они демонстрируют общую конструкцию, которая, как полагают, использовалась для изготовления стеганых доспехов.
Как упоминалось выше, одним из основных назначений стеганых текстильных доспехов было поглощение шока от ударов и, таким образом, минимизация тупых травм. Необходимость такой амортизации диктовала толщину стеганых доспехов. С появлением полных пластинчатых доспехов после 1410 года используемые металлические пластины могли выдерживать удары благодаря своей жесткости и передавать силу на гораздо более широкую площадь тела. Таким образом, использование пластин в значительной степени устранило необходимость в защите из ткани с очень толстой подкладкой, но по-прежнему требовало ношения более тонкой одежды. Эта новая, более тонкая стеганая одежда называется армейскими дублетами (или армейскими куртками, жилетами или позументами).
Они обычно были короче, чем ранее описанные акетоны и гамбезоны, и имели рукава полной длины. Дублеты для вооружения обеспечивают основу для крепления доспехов в дополнение к обеспечению комфорта при ношении. Поскольку пластины прикрывали большую часть тела, но не все (например, некоторые суставы), камзол иногда прикрывался кольчугой, чтобы усилить защиту уязвимых мест, таких как подмышки или пах. Великолепный сохранившийся образец в Музее искусств Метрополитен, Нью-Йорк, иллюстрирует эту черту. Оружейные дублеты открывались спереди и обычно были зашнурованы. Использование такой одежды прямо упоминается в сочинении 15 века «Как должен быть вооружен мужчина, сражаясь пешим». «Защитный дублет», описанный в книгах сэра Джона Говарда, имеет на каждую переднюю четверть 18 складок белой ткани, 4 складки льняной ткани и одну складку черной ткани для покрытия (всего 23 складки).
Каждая задняя четверть была сделана из 16 складок ткани, 4 складок полотна и одной складки черной ткани для покрытия (всего 21 складка). Рукава были сделаны из 6 складок ткани, двух из льняной ткани и одной из черной ткани. Сэр Джон Ховард заплатил за дублет 20 пенсов. Интересно, что Роберт Рид отмечает, что в книгах сэра Джона Говарда нет записей о вооружении дублетами. Могли ли «шотландские» или «валлийские» джеки иметь в виду вооружение дублетами? Также стоит отметить, что автономная защита, намного более толстая, чем защитный дублет, называется (была) «домкратом». Эта одежда была популярна в 15 и 16 веках и изготавливалась во многом так же, как оружейный камзол, но была намного толще. По сути, они служили той же цели, что и акетоны, но поскольку гнезда изготавливались из множества складок ткани, современные энтузиасты предпочитают называть их по-другому, чтобы отличать от набивных конструкций из акетона / гамбезона.
Гамбоизированные ножки были стегаными защитными приспособлениями для бедер. Их способ изготовления, по-видимому, во многом напоминал способ изготовления акетонов и гамбезонов. Одним из богатейших источников, описывающих, какими были гамбоизированные куски, является Библия Мацеевского. Согласно изображениям в нем, куфы с гамбуазом были «похожи на пару вертикально простеганных куличек, обрезанных сразу под коленом», как описывает Блэр. Эти куфы иногда украшались вышивкой. Кюветы с гамбуазом использовались не позднее 1250 года, по крайней мере, до начала 15 века, а может быть, и позже. Базовая конструкция не сильно изменилась, за исключением того, что кюветы были утыканы заклепками. Это указывало на усиление металлическими пластинами. Рубчатые доспехи носили не только под кольчужными доспехами, но и поверх них. Нижние концы набедренных повязок были закреплены прямо под коленом ремнем с пряжкой или ремешком. Одной из основных функций куизсов было служить основой для крепления полейнов (металлическая чашечка, прикрывающая и защищающая колено).
Юпон — это текстильная одежда, также называемая доспехами. Она использовалась по крайней мере еще в 12 веке, а возможно, и раньше. Похоже, его почти всегда носили поверх доспехов, и его роль, вероятно, заключалась в простой защите доспехов от непогоды и демонстрации геральдики. Они могли быть с рукавами или без них, а их длина варьировалась от длины до колена или больше в 12 и 13 веках до длины до бедер в конце 14 и начале 15 века. Юпон обычно был облегающей одеждой, но его рукава могли быть очень свободными. Более длинные версии обычно имели разрезы спереди и по бокам, чтобы можно было ездить верхом. «Юпоны», похоже, не были самостоятельной защитой, в отличие от «гамбезона» и «акетона».
Однако некоторые предметы одежды, называемые юпонами (например, Charles gambeson), демонстрируют некоторые характеристики стеганых защитных конструкций, поэтому обсуждаются здесь. Упрощенно говоря, юпоны представляют собой более тонкие версии гамбезона, которые выполняли скорее декоративную функцию. Юпон, или доспех-плащ, иногда обшивали металлическими пластинами для получения покрытия из пластин.
Голова средневекового солдата часто была защищена стегаными мягкими доспехами: защитным колпаком. Защитные колпаки использовались до 16 века, хотя после конца 14 века их редко рассматривали как самостоятельную форму защиты головы. Армейская фуражка представляла собой подбитую версию гражданской «шапочки», которая плотно облегала голову и имела ушные проушины, стянутые вместе под подбородком. Такие защитные колпаки носили отдельно или с каким-либо видом металлических доспехов, кольчужной шапкой или шлемом. Есть примеры защитных колпаков, надеваемых поверх кольчужной накидки, что позволяет предположить, что под кольчужной накидкой могла быть более тонкая одежда для предотвращения натирания. Некоторые защитные колпачки имеют толстый обод по периметру, который предположительно используется для поддержки шлема. Клод Блэр предполагает, что защитные колпачки использовались в сочетании с мягкими накладками шлемов. Также можно утверждать, что на самом деле защитные колпачки могли эволюционировать в мягкие накладки шлемов 14-го и более поздних веков. Хотя, насколько известно автору, до наших дней не сохранилось защитных накладок для шлемов, автор исследовал конструкцию нескольких подбитых подкладок для шлемов, начиная с конца 14 века и заканчивая серединой 16 века.
Мягкие накладки двух бацинетов с забралами из замка Чурбург были сделаны из холста или шерсти и набиты коровьей шерстью для набивки. Две стеганые подкладки немецких и итальянских закрытых шлемов середины 16-го и середины 17-го веков показывают, что они были сделаны из льна и набиты хлопком. Толщина этих накладок варьировалась от 2 мм до 15 мм, причем самые тонкие участки были там, где проходила строчка.
Защитные качества.
Помимо обеспечения комфорта, обеспечивали ли эти стеганые доспехи какую-либо реальную защиту? Тот факт, что солдаты носили только эти стеганые доспехи, убедительно свидетельствует о том, что они должны были быть. В настоящее время многочисленные любительские испытания с использованием различных мишеней, покрытых одеждой, подобной акетону, показали, что стеганая защита значительно уменьшала проникновение ударов мечом в мишени, но не полностью предотвращала проникновение. Возможно, наиболее полная и сложная оценка защитных свойств текстильных защитных элементов была проведена доктором Аланом Уильямсом.
Используя имитационные тесты, он пишет, что если стеганая одежда сделана только из 16 складок льна, она обеспечивает такую же или лучшую защиту, чем 5 мм защиты от cuir bouilli (вареной кожи) (~ 80-90 ДЖ энергии, необходимой для проникновения). Энергия, доступная мечу или топору, варьируется от 60 до 130 Дж. Другими словами, 16 складок полотна может быть недостаточно, чтобы полностью предотвратить проникновение меча, но количество наносимого урона значительно снижается. Кроме того, он также пишет, что комбинация подкладки и металлической брони увеличивает энергию, необходимую колющему оружию (копью, стреле, арбалетному болту и т.д.) Для проникновения, по сравнению с энергией, необходимой для проникновения только через металлическую пластину. Конечно, многие предметы одежды были подбиты пенькой, шерстью или другими прочными в крое материалами, что в значительной степени уменьшило потребность во многих слоях льна.
Заключение.
Из-за нехватки сохранившихся образцов и их скрытого ношения стеганым предметам одежды уделялось гораздо меньше внимания, чем металлическим доспехам, как с точки зрения исследований, так и на рынке воспроизведения доспехов. Это довольно прискорбно, поскольку металлическую броню практически всегда носят с какой-нибудь текстильной подкладкой под ней для комфорта и дополнительной защиты. Защитные элементы из стеганой ткани, как и их металлические аналоги, также требовали определенных навыков и знаний для изготовления.
В игру вступают по крайней мере два противоположных фактора, и они должны быть должным образом сбалансированы, чтобы защита функционировала оптимально: толщина подкладки и способность обеспечивать свободное движение тела. Если одежда слишком толстая или неправильно скроена, то ее владелец не сможет нормально двигаться, а если одежда слишком тонкая, то она не защитит должным образом. По мере того, как современные исследователи и оружейники пытаются должным образом воссоздать и возродить искусство изготовления доспехов, мы приближаемся к пониманию того, как производились защитные элементы, включая гамбезоны, акетоны и тому подобное, и как они должны были действовать.