В этом разделе всё о мечах.
Большую часть XII века рыцарские доспехи отличались очень небольшим разнообразием. Их снаряжение обычно состояло из кольчуги, поножей и шлема той или иной формы. Со временем выяснилось, что одна только кольчуга является неадекватной формой защиты. К концу того столетия были введены жесткие формы защиты в виде закаленной кожи и металлических пластин.
На протяжении 13 века к защите рыцаря добавлялось все больше и больше стальных доспехов. Развитие этого пластинчатого доспеха, по-видимому, привело к появлению мечей, более специально предназначенных для нанесения ударов поверх разреза. Такое колющее оружие предназначалось для борьбы с возросшим весом и защиты рыцарских доспехов, предоставляя средство для поиска и проникновения в отверстия между пластинами и поражения кольчуги, надетой под ними.
Эварт Оукшотт назвал одно из таких оружий Type XV и определил его как имеющее сильно сужающийся профиль клинка с острым концом и приплюснутым ромбовидным поперечным сечением. Этот специализированный тип мечей имел лезвия с прямыми линиями, которым не хватало заметных изгибов, наблюдавшихся в предыдущих стилях клинков. Дизайн рассчитан исключительно на одну руку, рукоятка средней длины, около четырех дюймов в длину.
Данные показывают, что тип XVS, возможно, появился еще во второй половине 13 века, развиваясь параллельно с усовершенствованием доспехов и в ответ на них. В начале 14 века дизайн мечей эволюционировал, чтобы сбалансировать колющую способность с режущими конструкциями более ранних лет. Мечи Type XV, по-видимому, не получили своего полного развития и широкого применения до конца этого переходного периода в середине века.
Именно в это время развитие меча начало меняться гораздо быстрее, чем в предыдущие годы. Технологический прогресс доспехов потребовал экспериментов и специализации среди форм мечей и привел к разработке варианта меча Type XV с более длинной рукоятью, который Оукшотт назвал Type XVa.
Мечи типа XVa имеют аналогичный клинок, как правило, более тонкий, чем их родительский тип, и с гораздо более длинной рукоятью; длина их варьируется от семи до девяти дюймов и более. Сохранившиеся образцы типа XVa более распространены, чем сам тип, они достаточно распространены, чтобы охватить большое количество хорошо известных мечей типа «бастард» или полутораручных мечей, выставленных в музеях.
Части клинка: Глубоко выточенные и с центральным гребнем
Использование мечей Type XV и XVa продолжалось более двух столетий, вплоть до 1550 года. Кажется, в начале 15 века был период, когда этот тип потерял популярность, но он снова вернулся во второй половине того же столетия.
У ученых может возникнуть соблазн отнести мечи этого типа с укороченной рукоятью к более ранней части его периода, а мечи с полутора рукоятями — к более поздней, но, как отмечает Оукшотт, по крайней мере, у одного меча из десяти до 1400 года была короткая рукоятка. Многие мечи типа XV изображены на картинах, датированных 1440-1510 годами, все они характеризуются короткими рукоятями и широкими в плечах лезвиями, которые равномерно сужаются к острию. В отличие от предыдущих примеров, которые просто имели четко выраженное ромбовидное поперечное сечение, эти более поздние мечи отличались клинками с очень сильным центральным гребнем, обрамленным по бокам глубоко выпуклыми гранями, или гребнем, резко поднимающимся от почти уплощенных граней, как показано справа.
Исторические примеры
Здесь представлены образцы подлинных мечей типа XV:
XV.1 Из коллекции Уоллеса, Лондон (A.462)
Этот типичный меч Type XV находится в первозданном состоянии и имеет форму, которую видели в искусстве еще в середине 13-го века, распространяющуюся на весь 15-й. Идентичный меч изображен на алебастровом изображении (ок. 1310) Джона де Хэнбери из Хэнбери, Стаффордшир. Датировка этого примера неопределенна и может быть датирована 1275 или 1450 годом, но более поздняя дата, вероятно, связана с клеймом производителя на клинке.
XV.2 Из коллекции Уоллеса, Лондон (A.460)
Общее состояние этого меча очень хорошее, хотя он выглядит чрезмерно отреставрированным и, возможно, когда-то был Type XVIII. В своем нынешнем состоянии, после тщательной заточки, они относятся к Type XV по форме. Этот образец когда-то был в коллекции графа де Ньювекерке.
XV.3 Находятся в Частной коллекции
Этот итальянский меч, около 1470-1500 годов, находится в отличном состоянии. Предполагается, что он хранился в оружейной палате или в доме. Вороненые элементы рукояти сохранили большую часть своего цвета. Рукоять, обтянутая красным бархатом и перевязанная стальной и серебряной проволокой, остается в идеальном состоянии, хотя и имеет признаки износа. Пожалуйста, смотрите большую цветную фотографию рукояти.
XV.4 Из Музея искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Этот хорошо сохранившийся меч, вероятно, итальянский и относится к первой половине 15 века. На клинке видны изъязвления, но рукоять находится почти в идеальном состоянии. Навершие и крестовина бронзово-позолоченные, а рукоять сделана из зеленовато-черного рога, поддерживаемого с каждой стороны вертикальными бронзово-позолоченными полосками. Верхняя треть клинка имеет сплющенное центральное ребро. Несмотря на довольно длинную рукоятку (5,25 дюйма), этот меч все еще относится к Type XV.
XV.5 Монцский меч Эсторе Висконти
Этот меч хорошо сохранился и был найден в гробу Эсторре Висконти (сеньора Милана 1412-13). Навершие украшено гравированными серебряными щитками, украшенными попеременно Гадюкой Висконти и Миланским крестом. Рукоять скреплена одной нитью витой медной проволоки со следами позолоты. Серебряная накладка, украшенная цветочным мотивом, присутствует только с одной стороны, другая половина утрачена временем. Сейчас это изделие находится в Сокровищнице базилики Сан-Джованни Баттиста, Монца.
Мечи типа XV найденные в произведениях искусства.
Тип XV — это тип меча, у которого есть много сохранившихся образцов для изучения учеными, многие из которых могут быть точно датированы. Большую часть этой информации о датировке можно почерпнуть из произведений искусства и литературы. Мечи Type XV использовались веками, и поэтому трудно точно определить, когда они были впервые разработаны, поскольку многие из ранних образцов этого типа были утеряны во времени. Как и в случае с любым типом меча, изображения в искусстве помогают определить сроки его развития.
Тип XV распространен во всем искусстве 14 века и часто встречается на итальянской живописи 15 века, особенно 1420-1460 годов. На картинах Пьеро делла Франчески, таких как Победа Ираклия над Хосровом в церкви Святого Франциска в Ареццо, явно изображены мечи типа XV.
Оукшотт упоминает эпизод с сьером де Жуанвилем, написанный в 1309 году об инциденте в битве при Мансуре во время рокового крестового похода Людовика Святого в 1250 году. Он пишет о отрывке, описывающем меч, который был извлечен из своего места перед седлом и засунут под мышку, и, будучи «использован на манер копья», был направлен в противника, чтобы убить его.
Меч, изображенный на памятнике Уильяма Длинного Меча Младшего, датируемом 1275-1290 годами, в соборе Солсбери, имеет клинок с четырехгранным поперечным сечением и средним ребром. На алебастровом памятнике Джону Элтемскому в Вестминстерском аббатстве (+1337) изображен похожий меч с четырехгранным сечением. Мечи типа XV также показаны в Романе об Александре, около 1330 года.
Восемьдесят процентов военных изображений и медных изделий 1360-1420 годов изображают мечи типа XVa в стиле «бастард» или «полуторка». Нельзя с уверенностью сказать, сколько из них имеют форму типа XVa, потому что многие показаны в ножнах. Возможно, самым известным мечом определенной формы XVa является меч, изображенный на изображении Черного принца в Кентерберийском соборе.
Заключение
Различие между типами XV и XVa очевидно, хотя наблюдательный читатель заметит, что многие настоящие мечи, по-видимому, находятся на полпути между ними. Большая часть способов классификации зависит от поперечного сечения клинка и конусности профиля, а не просто от пропорций его рукояти. Многие мечи могут иметь общий вид подтипа, но из-за формы клинка должны быть отнесены к типу XV.
Оба этих типа рассматривались некоторыми как высокоспециализированное оружие, в котором полностью игнорируется рубящий удар в пользу колющего. Можно было бы предположить, что их уклон в развитии зашел слишком далеко, превратив их в одноцелевые, но популярность этих мечей на протяжении более чем двух столетий убеждает нас в обратном.
Хотя эти мечи обладают жестким поперечным сечением и усиленным наконечником, ясно, что способность рубить не была полностью отброшена в сторону. Те же самые особенности, которые способствуют нанесению удара, также усиливают кончик клинка, уменьшая вероятность поломки остро заточенного кончика во время разреза.
Каждый дизайн меча должен учитывать возможные сценарии, с которыми он может столкнуться, создавая компромиссы и выбирая особенности, на которых следует сосредоточиться. В этом отношении, как Type XV, так и его подтип, похоже, пошли на гораздо меньше компромиссов, чем другие, сохраняя при этом универсальность своего дизайна. Безусловно, этот тип был не просто эффективен по своему прямому назначению, но и ошеломляюще успешен.