В этом разделе всё о мечах.
Эпоха Возрождения была временем социальных, интеллектуальных перемен и в военном деле. До этого момента меч часто служил двоякой цели, являясь одновременно оружием войны и символом социального статуса. Поскольку широкое использование огнестрельного оружия и изменения в тактике начали в значительной степени сводить на нет стратегическое влияние рыцарского сословия на поле боя, меч, как всегда, менялся в соответствии с потребностями дня. Давно ставший запасным оружием на поле боя и гораздо более приемлемым в повседневной носке, меч сохранил свою социальную и экономическую символику, хотя в значительной степени утратил свое боевое значение.
Оружие и доспехи знати в ту эпоху часто были искусно украшены, чтобы показать их богатство. Мечи, редко украшавшиеся в начале Средневековья, тоже стали жертвой этой тенденции, часто их щедро украшали гравировкой и позолотой. Богато украшенное парадное и гражданское оружие процветало с 15 века, когда оружие и доспехи сменили назначение с поля боя на турниры и гражданскую жизнь.
Две заключительные категории типологии средневекового меча Эварта Оукшотта переносят нас из высокого Средневековья в ранний Ренессанс и содержат множество примеров оружия, на которое повлияла мода и которое не обязательно предназначено для использования в бою. Типы XXI и XXII были первоначально опубликованы как Тип XXa в книге Оукшотта 1964 года «Меч в эпоху рыцарства». Однако в своей работе 1991 года «Записи средневекового меча» он создал эти последние две пронумерованные группы и объединил их в одну главу, как мы делаем с этой статьей. Оба типа были популярны в 15 веке и просуществовали до 16 века.
Тип XXI состоит из мечей, на которые, по-видимому, повлиял знаменитый гражданский кинжал / короткий меч, известный как чинкведеа. чинкведея, названная так из-за своего клинка (говорят, шириной в пять пальцев), состояла из широкого лезвия, которое часто украшалось искусной гравировкой и позолотой. Размер клинка мог варьироваться от обычного кинжала до типичного одноручного меча, хотя многие образцы находились между ними. Гарды чинкведеи обычно были короткими и загнутыми книзу к клинку, и большинство образцов имели U-образные навершия.
Мечи типа XXI имеют общие с их гражданскими собратьями широкие клинки и короткую изогнутую гарду. Как и в случае с остальной типологией Оукшотта, эта группа ограничена примерами длины меча, что исключает очень популярный настоящий чинкведеа длиной с кинжал. Навершие на мечах этого типа может быть U-образной формы, как у чинкведеи, или может быть более распространенным стилем того периода, например, одной из разновидностей колеса. Клинки обычно имеют несколько выступов. Большинство образцов, по-видимому, североитальянского происхождения, хотя влияние итальянской моды привело к появлению мечей этого типа в других странах Европы, особенно в Англии.
Следует отметить, что, хотя типичная чинкведея длиной с меч, скорее всего, может быть классифицирована как тип XXI, не каждый образец типа XXI может быть классифицирован как чинкведея, как будет показано в разделе исторических примеров этой статьи ниже. Отличительными чертами этого типа являются ширина клинка, форма клинка и короткая, изогнутая книзу крестовина, явно заимствованная из чинкведеи.
Мечи типа XXII, как правило, представляют собой парадные мечи с орнаментом. Клинки этих мечей, как правило, широкие и плоские, но сужаются к острию. Пара узких и глубоких фуллеров обычно находится чуть ниже рукояти.
Исторические примеры
Здесь представлены образцы подлинных мечей типа XXI:
XXI.1 Из Рима, Дом Каэтани
Датируемый 1493-1498 годами, этот меч был изготовлен для Чезаре Борджиа, когда он был кардиналом Валентино. Рукоять из позолоченной бронзы украшена эмалью и золотой филигранью. На кресте нанесены его имя и титул. Клинок длиной 33 1/4 дюйма украшен гравировкой и позолотой.
XXI.2 Находятся в частной коллекции
Датируемый примерно 1480-1500 годами, этот меч имеет форму настоящей чинкведеи. 32-дюймовый клинок покрыт фуллером, но без гравировки и позолоты. Рукоятка и филигранные диски являются современной заменой.
XXI.3 Находятся в частной коллекции
Этот пример, датируемый примерно 1470-1490 годами, имеет более типичную форму меча. На 30-дюймовом клинке без декоративной гравировки и позолоты. Навершие является вариантом сферического меча Оукшотта Type R, а крестовина длиннее и менее резко изогнута, чем у других образцов.
XXI.4 Из музея в Северной Италии
Клинок этого меча диаметром 33,5 дюйма, датируемый примерно 1500 годом, соединен с типичной рукоятью из костяных пластин в стиле чинкведеа. На клинке не обнаружено гравировки.
Здесь представлены образцы подлинных мечей XXII типа:
XXII.1 Из замка Амбрас, Австрия
Датированный примерно 1440 годом, он был изготовлен для Фридриха III, короля римлян, перед его коронацией в качестве императора. Клинок длиной 36 дюймов итальянского происхождения, но рукоять была изготовлена в южной Германии. Основание клинка покрыто гравировкой и позолотой.
XXII.2 Находятся в частной коллекции
Лезвие длиной 26 дюймов имеет форму XXII типа, хотя рукоять, похожая на чинкведею, можно отнести к типу XXI. Стальная пластина на рукояти кажется оригинальной, но роговые пластины рукояти, по-видимому, являются заменой, поскольку они выполнены гораздо более неаккуратно, чем остальная часть этого меча. Клинок имеет мелкий выгравированный рисунок чуть ниже гарды.
XXII.3 Из Дрезденского исторического музея
Этот меч приписывается «Генриху дер Фромме» (Генрих Благочестивый), что является очевидной отсылкой к Герцогу Генриху V Саксонскому (1473-1541), курфюрсту Саксонии в 1539-1541 годах. Длина клинка составляет 31,5 дюйма, а общая длина — 46,1 дюйма. Музей, в котором хранится этот меч, датирует его 1512-1541 годами.
XXII.4 Из музея во Флоренции
Оукшотт назвал этот меч почти идентичным XXII.2, приведенному выше, хотя у этого, похоже, оригинальная рукоятка из рога, а его 25,6-дюймовый клинок не имеет декоративной гравировки. Этот пример приписывается венецианской мануфактуре около 1500 года.
XXII.5 Из Музея истории искусств, Вена
Этот церемониальный меч был подарен императору Сигизмондо I, когда он находился в Италии в 1433 году, и коронован папой Евгенио IV. Рукоять позолочена и выполнена в форме дракона, напоминающего рыцарей Роты Дракона, созданных Сигизмондо, королем Венгрии. Витая рукоять из слоновой кости напоминает изображение бивня нарвала, мифического единорога — символа чистоты. Тридцатидюймовый клинок покрыт гравировкой и инкрустирован золотом.
Мечи типа XXI и XXII, найденные в произведениях искусства
Оукшотт называет сохранившиеся мечи типа XXI «редкостью», но отмечает, что на нескольких английских изображениях конца 15 века изображены мечи этого типа.
Лучший пример — изображение сэра Роберта Харкорта, который умер в 1471 году. Есть два других английских изображения, датированных 1450 и 1510 годами, на которых изображены мечи, которые могли быть типа XXI.
В Академии во Флоренции есть картина, изображающая меч XXI типа с шаровидным навершием работы Лоренцо ди Никколо Герини, датированная 1404 годом.
Оукшотт не упоминает примеров мечей XXII типа, представленных на рисунках.
Выборка доступных репродукций
Поскольку сохранившиеся мечи этих двух типов редки, неудивительно, что они недостаточно широко представлены на современном рынке. В то время как современные коллекционеры могут найти на рынке несколько образцов чинкведеи длиной с кинжал, образцы длиной с меч и другие репродукции типа XXI практически отсутствуют.
Компания Museum Replicas Limited когда-то выпускала меч размером cinquedea, но с тех пор она была снята с производства. Другие производители стальных ножей с брашпилями по-прежнему демонстрируют эту модель на своих веб-сайтах, но на данный момент неизвестно, доступна ли еще эта модель.
Автору неизвестно о каких-либо примерах воспроизведения мечей типа XXII в настоящее время.
Заключение
Несмотря на то, что их период и область влияния, возможно, были ограниченными, многие образцы мечей Type XXI и Type XXII демонстрируют большое декоративное мастерство. Оукшотт, очевидно, считал, что эти мечи заслуживают отдельного упоминания и классификации. Они являются важным историческим связующим звеном между чисто боевым оружием и церемониальными и высоко декоративными гражданскими мечами эпохи Возрождения.