В этом разделе всё о мечах.

Несмотря на величие, окружающее идею меча, такое оружие часто считается тяжелым и громоздким. Часто считается, что средневековый воин был грубым, полагаясь для выживания больше на грубую силу, чем на умение. Однако, если задуматься об этом, то это предаст здравый смысл: почему средневековый боец не пытался использовать скорость и хитрость, чтобы победить медлительного, неуклюжего противника? Подобные мифы могут быть развеяны, если взглянуть на трактаты и рукописи по фехтованию того периода, которые дают представление о невероятно сложных и эффективных боевых искусствах, которые использовались в смертельных схватках. Было много мастеров из разных стран, от Италии до Англии, которые преподавали различные стили. Цель этой статьи — дать общее представление об учении немецкого мастера Йоханнеса Лихтенауэра об использовании обоюдоострого двуручного меча с крестообразной рукоятью, чаще всего называемого длинным мечом.

Немецкие средневековые боевые искусства

Мало что известно о мастере фехтования 14 века Йоханнесе Лихтенауэре. Мы знаем, что он преподавал боевое искусство, которое держал в секрете от всех, кроме своих собственных учеников. Чтобы сохранить свое учение, Лихтенауэр сочинил серию стихов, которые на самом деле были секретным кодом для его учеников. По мере того, как ученики Лихтенауэра сами становились мастерами, учения распространялись, и другие мастера в стиле Лихтенауэра излагали свои учения на бумаге. Сегодня мы знаем об этом боевом искусстве, часто называемом Kunst des Fechtens, или «Искусство боя», из их трудов. Некоторые из их руководств основаны главным образом на иллюстрациях, таких как руководства мастера Ганса Талхоффера, а другие — в основном на тексте, включая, в частности, руководство мастера по имени Зигмунд Рингек, который записал свои собственные комментарии к оригинальным стихам Лихтенауэра, чтобы другие могли расшифровать смысл. В этих руководствах подробно описаны многие виды боя, такие как бой длинным мечом (как в доспехах, так и без них), мессером (однолезвийный меч, похожий по форме на фальшион), мечом и щитом или кинжалом, а также рукопашный бой и бой верхом.

Хотя не все немецкие мастера вели прямую родословную от учения Лихтенауэра, большинство сохранившихся рукописей, по крайней мере, упоминают его, и многие мастера, обучавшие технике, отличной от прямой традиции Лихтенауэра, все еще находились под явным влиянием Лихтенауэра. Мы знаем, что искусством фехтования занимались в 14-15 веках, а немецкие мастера 16 века Якоб Сутор и Иоахим Мейер создали руководства, в которых показано фехтование длинным мечом из той же линии. Следовательно, мы знаем, что этот стиль существовал по меньшей мере три столетия. Руководства в основном посвящены судебному поединку и рукопашному бою, хотя они представляют собой целостные системы, и казалось бы логичным, что подобные техники также использовались на войне.

Части меча

Длинный меч может принимать несколько форм, и у каждого пользователя могут быть разные вкусы в отношении длины и баланса. Однако из трактатов того периода ясно несколько вещей: идеальный меч должен быть обоюдоострым, иметь рукоятку, достаточную для двух рук, и в то же время им можно маневрировать одной рукой.

Меч состоит из двух основных частей: эфеса (состоящего из рукояти, гарды или крестовины и навершия) и клинка. В большинстве атак используется клинок, хотя при некоторых обстоятельствах может быть использовано навершие или крестовина, например, когда противник приблизился слишком близко, чтобы можно было эффективно использовать клинок.

Само лезвие разделено на две половины: сильную (starcke), которая находится ближе всего к рукояти, и слабую (schwech), которая ближе всего к острию (многие мастера владения длинным мечом используют современные термины фехтования для обозначения сильной и слабой сторон — forte и foible). Сильный клинок не является физически более сильным, но назван так из-за более сильного рычага воздействия, который у вас есть против другого меча, в то время как слабого можно легко отбросить в сторону. Несмотря на это, слабые двигаются намного быстрее сильных, и в идеале ваши атаки должны проводиться этой более быстрой частью.

Лезвия длинного меча также имеют названия. Когда вы сжимаете меч, лезвие, ближайшее ко вторым костяшкам ваших пальцев, является длинным лезвием. Лезвие, наиболее близкое к вашему предплечью, называется коротким лезвием (в других видах боевых искусств используются термины истинное и ложное лезвие соответственно). Хотя многие ожидают, что в основном будет использоваться длинное лезвие, в искусстве фехтования довольно часто в атаках используются оба лезвия.

Основная работа ногами

Существующие немецкие тексты по фехтованию не вдаются в подробности о правильной работе ног, поэтому в некоторых случаях необходима разумная экстраполяция, иногда опирающаяся на аналогичные формы боевых искусств того же периода времени. Ради этой статьи мы рассмотрим только основы.

Разные стойки будут использоваться по разным причинам, но начинать следует с того, что ноги примерно на ширине плеч. Сделайте шаг вперед одной ногой, которая будет направлена вперед, и поверните заднюю ногу так, чтобы она была направлена на сорок пять градусов или около того (сейчас не имеет значения, какая нога выставлена вперед, поскольку это будет меняться в зависимости от обстоятельств). Это даст вам равновесие как вперед, так и назад, а также из стороны в сторону. Слегка согните колени, так как это позволит вам двигаться намного легче и плавнее (важный аспект, часто игнорируемый новичками). Пока держите свой вес сосредоточенным. Встаньте прямо, расслабив тело. Расслабление очень важно. Часто новички напрягают плечи, держа меч, что приводит к прерывистым движениям и замедленной реакции. На самом деле, когда вы впервые тренируетесь работать ногами, не держите меч, так как вы, скорее всего, будете отвлекаться на то, как вы его держите, что пока не важно.

Проходной шаг

Первым типом движения будет простой шаг вперед или назад. Удерживая ступни в том же положении, сделайте шаг вперед передней ногой, отталкиваясь подушечкой задней ноги и позволяя задней ноге следовать за вами, чтобы закончить в том же положении, в котором вы начали. Затем сделайте обратное, начиная с того, что задняя нога движется назад, отталкиваясь подушечкой передней ноги, которая следует за ней. Делайте это плавно, не дергая головой вверх-вниз. Это самый простой тип работы ногами, и освоение его не займет много времени. Как только вы потренируетесь в этом, попробуйте двигаться влево и вправо, а также по диагонали вперед и назад. После этого поменяйте ту ногу, которая является ведущей, и потренируйтесь в этом снова.

Следующий тип работы ногами называется проходным шагом и тоже прост. Начните с базовой позиции, описанной выше, затем перенесите заднюю ногу вперед перед другой. Финишируйте в базовой стойке, но с новой ведущей ногой. Это пас вперед. Чтобы выполнить пас назад, просто отведите переднюю ногу назад.

Проходящий шаг также может быть изменен на шаг по диагонали, и фактически обычно именно так он и выполняется, чтобы избежать удара. Например, если вы начинаете с защиты левой ногой вперед, а ваш противник наносит удар вам в голову, вы можете сделать пас вперед вправо, чтобы увернуться от меча. В случае больших шагов отставьте левую ногу назад и встаньте на защиту. Обязательно потренируйтесь делать пас обеими ногами. Опять же, обязательно отрабатывайте движения плавно и обтекаемо и заканчивайте свои шаги в твердой, сбалансированной позиции.

Четыре стража

Взявшись за рукоять, расположите доминирующую руку рядом с гардой. Правая рука может удерживать рукоять либо рядом с эфесом, либо за само эфес. Из самих руководств по фехтованию очевидно, что у мастеров были разные мнения о том, какой хват лучше. В рукописи Дебрингера упоминается, что во время боя всегда следует держать сам хват, а не эфес:
И вы также будете наносить удары сильнее и точнее, когда эфес сам по себе раскачивается и поворачивается во время удара, вы будете наносить удары сильнее, чем если бы вы держали эфес. Когда вы тянете за рукоять в ударе, вы наносите удар не так идеально и не так сильно.
Однако на некоторых иллюстрациях fechtbuch ясно видно, как бойцы сжимают рукоять. Поэкспериментируйте с обоими рукоятями и делайте то, что вам удобнее.

Большой палец доминирующей руки часто кладут на плоскую поверхность клинка, чтобы обеспечить контроль над многими техниками. Поначалу это может показаться немного странным, но вы привыкнете к этому, и некоторые удары требуют этого. Когда большой палец находится на клинке, иногда он должен быть прижат к мечу плашмя. В других случаях он естественным образом перекатывается так, что боковая сторона прижимается к плоской. Бывают и другие случаи, когда прижимать большой палец к лезвию совсем не обязательно. Сейчас просто делайте то, что вам наиболее удобно. Теперь, когда мы взялись за меч, есть четыре основные позиции, или щитка, в которых нужно стоять: щиток плуга (Pflug), щиток Вола (Ochs), щиток крыши (Vom Tag, буквально «с крыши») и щиток дурака (Alber). Защита — это, по сути, оборонительная позиция, которая также позволяет вам проводить свои атаки. Всегда оставайтесь в защищенной позиции.

Защита плуга (Pflug)

Рукоятка плуга получила свое название из-за сходства ориентации лезвия с плугом. В этой гарде держите рукоять меча ниже пояса так, чтобы острие было направлено вперед и вверх, в лицо противника. Меч всегда будет находиться сбоку от задней ноги, поэтому при выставлении правой ноги вперед рукоять должна находиться с левой стороны. Если вы меняете сторону, просто делайте выпады вперед или назад, иначе вас скрутит.

Щиток плуга защитит туловище от атак и позволит вам наносить быстрые удары снизу. Когда вы стоите на плуге с правой стороны, предполагая, что вы правша, длинное лезвие направлено вниз, а с левой стороны — вверх. Для левшей это наоборот. Большой палец должен находиться на той стороне клинка, которая обращена к вам.

Бычья гвардия (Ochs)

Защита быка получила свое название из-за наклонных рогов быка. Чтобы взять эту защиту, начните с защиты плуга и согните руки вверх. Рукоять меча должна быть отведена сбоку и немного выше вашей головы, сбоку от задней ноги. Острие должно быть направлено вперед, в лицо вашего противника. Если вы меняете сторону, выполняйте пас вперед или назад так, чтобы меч всегда находился сбоку от задней ноги. Когда вы стоите в стойке «Вол», лезвия будут параллельны земле, и, если вы правша, длинное лезвие будет обращено вправо. Ваш большой палец будет находиться на нижней стороне лезвия. Защита Быка защитит от атак сверху и позволит вам наносить быстрые выпады сверху.

Защита на крыше (Vom Tag) — Низкая и высокая

Защита на крыше получила свое название из-за того, что она предназначена для нанесения удара сверху вниз. Чтобы встать в защиту на крыше, держите меч острием вверх, слегка направленным назад. Ваши руки и рукоять должны быть над головой. В качестве альтернативы, рукоять можно держать сбоку от головы, но в остальном в том же положении. Любой способ верен, хотя, если вы выберете первый, меч должен находиться в центре, а если вы выберете второй, меч следует держать сбоку от головы, которая также находится сбоку от задней ноги. Длинное лезвие обращено к вашему противнику.

В отличие от Вола или плуга, накладка на крышу не защищает, перехватывая встречный клинок. Скорее, накладка на крышу защищает при нападении. Если противник атакует вслепую, защита на крыше позволяет вам нанести быстрый и мощный удар сверху вниз. Ваш противник, скорее всего, увидит это и поэтому должен будет спланировать с учетом этого.

Защита дурака (Альбер)

Наконец, есть защита дурака. Направьте кончик своего меча вперед и вниз, к земле. Эта защита создает видимость того, что вы открыты для атаки, следовательно, она «одурачивает» вашего противника и заставляет его атаковать. Есть много вещей, которые вы можете сделать из этой позиции, например, поднять острие для выпада или отступить в сторону и перерубить руки вашего противника при нисходящем ударе. Когда стоишь в этой защите, длинное лезвие обращено к земле.

Атакующий

Лихтенштейнская традиция говорит о трех ударах (Drei Wünder) — ударе, уколе и рубящем ударе, которые являются тремя способами атаки противника. Необходимо досконально понимать, когда использовать каждый из них.

Удар

Нанести удар — значит нанести сильный удар с ударной силой, в отличие от разреза (подробно описано ниже). Это также можно назвать разрезом. Удар мечом — это не просто размахивание руками. Удар должен быть контролируемым и точным, потому что в любой момент, когда вы атакуете, у вашего противника есть возможность ударить вас. Поэтому вы никогда не должны атаковать яростно и всегда должны отходить в защищенную позицию.

Есть несколько важных вещей, о которых следует помнить при нанесении удара. Первое — убедитесь, что вы наносите удар лезвием. Это может показаться очевидным, но многие новички склонны поворачивать свой меч в середине замаха, что приводит к нанесению удара плашмя, или они бьют лезвием под таким углом, что лезвие не будет легко резать. Когда вы начинаете разрубать, вам всегда сначала захочется вытянуть руки. Представьте, что вы пытаетесь дотянуться, чтобы ударить своего противника, но не блокируйте руки при этом. Вы будете стремиться наносить удары слабой частью своего клинка, так как это более быстрая часть, и поэтому он будет наносить удары с наибольшей силой (несмотря на его название, которое не относится к его использованию в рубке).

При нанесении удара доминирующая рука направляет лезвие в нужном направлении, но основная режущая сила исходит от правой руки, поскольку она создает рычаг для ускорения движения наконечника. Простое упражнение для отработки этой техники заключается в том, чтобы держать меч так, чтобы он был направлен вперед и немного вверх. Отведите свободную руку и потяните навершие вверх. Это приведет к опусканию наконечника. Когда вы наносите удар, вам придется балансировать, направляя меч и слегка приподнимая эфес, чтобы получить правильный удар.

Использование рукояти

Если вы размахиваете только руками, вы, вероятно, фехтуете слишком близко и можете потерять равновесие. Удар наносится по корпусу, а не по плечам, и поэтому, по возможности, после того, как меч начнет двигаться, следует сделать шаг. Как правило, вы хотите, чтобы удар пришелся сбоку задней ноги. Давайте предположим, что вы стоите в стойке левой ногой вперед и выполняете разрез, который перемещается с правой стороны на левую. Вам захочется выполнить разрез правой ногой, заканчивающийся выставлением правой ноги вперед; следовательно, вы должны сделать пасующий шаг (в этом случае мы сделаем шаг, двигаясь вперед, хотя с таким же успехом можно сделать пас назад, если этого потребует ситуация). Это позволяет подставить все ваше тело под удар и, что более важно, дает гораздо больший контроль над оружием. Рассчитайте шаг так, чтобы ваша нога приземлилась в тот самый момент, когда вы наносите удар противнику (руки вытянуты), а затем расслабьтесь в защите (защита, в которой вы расслабитесь, будет зависеть от направления удара).

Важно, чтобы вы начали двигать мечом до того, как сделаете шаг. Если вы начнете двигать ногой первым, это откроется вашему противнику. По крайней мере, это дает противнику время защититься; в худшем случае ваш противник ударит вас. Начиная движение мечом, вы сначала выполняете самую атакующую часть своего действия, давая вашему противнику меньше времени на реакцию. Аналогично, ваш противник теперь не может атаковать, не защищаясь, что потенциально дает вам преимущество.

На данный момент мы будем практиковаться в рубке только длинным лезвием, поскольку это, как правило, наиболее естественное движение. Существует три основных типа ударов: верхний (oberhau), нижний (unterhau) и средний (mittelhau). Каждый из них может быть изготовлен из любой гарды, но для простоты мы начнем с Верхней гарды, выставив левую ногу вперед.

Перерезающий удар (Oberhau)

Для вашего первого удара, надреза, вытяните руки, когда меч движется вниз. Сделайте выпад вперед и завершите в защите дурака. Для выполнения этого упражнения разрежьте по слегка диагональной траектории от верхнего правого угла к нижнему левому.

После того, как вы потренируетесь в нанесении верхнего удара, потренируйтесь в нанесении нижнего удара вверх, в бычью гарду. Стороннему наблюдателю этот удар напоминает замах для гольфа, хотя механика тела сильно отличается. Начните еще раз с верхней гарды левой ногой вперед. Как указано выше, вы должны рубить так, чтобы меч заканчивался сбоку задней ноги. Мы собираемся нанести удар снизу справа в верхний левый угол, заканчивая левой бычьей гардой, так что для этого потребуется сделать шаг вперед. Однако, как всегда, меч должен быть в движении первым.

Удар снизу (Unterhau)

Чтобы нанести этот удар, нельзя просто переодеться в гарду. Кончик меча должен двигаться по дуге, чтобы ускорить движение кончика меча для эффективного удара. Чтобы достичь этого, вы слегка отведете острие назад в сторону, подобно вышеупомянутому замаху для гольфа, хотя и не так далеко, чтобы вас не ударили за то, что вы оставили себя открытым. Когда вы наносите удар, направьте длинное лезвие лицевой стороной вперед и начинайте наносить удар вверх, проходя вперед так, чтобы вы наносили удар одновременно с приземлением ноги, вытягивая руки наружу, чтобы дотянуться до противника с безопасного расстояния, затем расслабляясь в Бычьей гарде. Ваше длинное лезвие будет обращено вверх, а ваша правая нога теперь будет выставлена вперед.

Средний удар (Миттельхау)

Последним будет средний разрез по левому плугу. Начинайте с защиты крыши и начинайте делать слегка диагональный, но в основном горизонтальный разрез с вытянутыми руками (но, опять же, не зафиксированными). Сделайте выпад вперед правой ногой и сделайте шаг вперед, готовясь нанести удар. После нанесения удара продолжайте движение меча в левую гарду плуга.

Каждый из этих ударов должен выполняться снова и снова. Они очень просты, но если у вас нет чувства времени и движения вниз, от вас легко уклониться и нанести удар. Хороший фехтовальщик тысячи раз отрабатывал эти удары только по воздуху, не считая ударов по неподвижной цели или партнеру по тренировке. Обязательно начинайте медленно, чтобы правильно усвоить основную механику. Только после того, как вы хорошо освоите этот прием, вам следует ускоряться, иначе вы можете натренировать свои мышцы для выполнения неправильных действий.

Как упоминалось ранее, все три этих разреза могут быть выполнены с любой гарды, и они также могут заканчиваться любой гардой. Простое упражнение состоит в том, чтобы выполнить три разреза, как уже описано. Выбирай разрез, выбирай гарду, которой заканчиваешь, и выполняй разрез. Затем, начиная с этой гарды, выбирай другой разрез и гарду и продолжай. Иногда начинайте с гарды и делайте разрез, который заканчивается в той же гарде (например, начните с левой бычьей гарды и сделайте подсечку в правой Бычьей гарде). Некоторые варианты будут иметь больше смысла в использовании, чем другие, но сейчас важно понять основное движение.

Удар

Удары, как правило, выполняются либо плугом, либо охраной Вола из-за того, что острие уже направлено вперед. Чтобы нанести удар мечом, вытяните острие меча по прямой линии к цели. Если вам нужно сократить дистанцию, выполните это шагом ведущей ноги. Как всегда, ведите мечом, а затем туловищем и ногами. Ведение мечом вперед также облегчит прицеливание. Восстановление в защитное положение после выпада.

Как правило, если вы находитесь на подходящем расстоянии для нанесения удара рубящим движением от гарды, делайте это. Однако, если ваш меч находится в положении, в котором удар может быть нанесен быстрее, сделайте это вместо этого. Вы также должны нанести удар, если ваш удар не дотягивает до вашего противника. Если, например, вы наносите удар по своему противнику, который отступает назад, чтобы избежать удара, просто превратите свой удар в выпад.

Разрез

Последний из Трех ударов — срез — это нечто меньшее, чем удар полной мощности. Лезвие прикладывается к открытой части тела вашего противника (в первую очередь к рукам), затем с силой тянется или толкается, чтобы нанести удар. Срез может быть использован с хорошим эффектом, когда нет места для полного разреза. Представьте, что вы находитесь в защите Дурака, и ваш противник наносит удар сверху вниз. Он приближается очень быстро, поэтому вы отступаете в сторону, когда поднимаете свой клинок в его незащищенные руки, нанося по ним сильный удар. Это нанесло бы ему такую рану, что он вряд ли смог бы дольше держать меч, позволив вам прикончить его.

Защищаясь

Те, кто фехтует «на ощупь», часто забывают, что выживание — главная цель боя на мечах. Одно дело наносить удары противнику, не заботясь о собственной безопасности, но совсем другое — победить своего противника и иметь возможность уйти невредимым.

Простое стояние в защите не является эффективной защитой. Лихтенауэр и все мастера, которые следовали его традициям, учили, что лучший способ уберечь противника от удара — это ударить его первым. Поэтому вы должны сделать все возможное, чтобы сохранить инициативу, а не просто ждать, реагируя на атаку, которая может быть непредсказуемой. Однако, если бы выживание зависело только от того, кто нанесет удар первым, тогда не было бы необходимости учиться фехтованию, поскольку тот, кто быстрее и удачливее всех, всегда побеждает. Если ваш противник проявляет инициативу, вы должны сделать все, что в ваших силах, чтобы отыграться. Это понятие известно как нахождение в vor («до» времени) или nach («после» времени). Если вы находитесь в режиме «после», вы должны попытаться восстановить режим «до» как можно скорее, защищаясь и возвращаясь к нападению.

Движение — самый важный элемент защиты. Уход с пути атаки, известный как опорожнение, и немедленная атака с вашей новой позиции — одно из наиболее эффективных средств защиты. К сожалению, удаление в одиночку не всегда эффективно, так как довольно часто ваш противник меняет угол своей атаки, чтобы следовать за вами. Итак, хотя вы не должны чувствовать, что должны соприкасаться клинком со своим противником, вам часто придется это делать, чтобы отложить его в сторону при аннулировании. Помните, что вы сражаетесь со своим противником, а не с мечом вашего противника. Не наносите удар оружием, не атаковав при этом и человека. Лихтенауэр четко заявляет:
Тот, кто идет после удара, мало может радоваться своему искусству.
Лихтенауэр описал пять «секретных» ударов, которые нужно использовать, чтобы отбить меч противника, которые позже учителя называли «Мастерскими ударами». Эти мастерские удары — Удар гнева (Zornhau), перекрестный удар (Zwerchau), разделяющий удар (Scheitelhau), изогнутый удар (Krumphau) и косой удар (Schielhau) — являются основой более тонкой техники владения длинным мечом.

В качестве примечания, названия, используемые здесь, приведены на английском языке для наглядности новичку, но переводы на английский не всегда точны или могут быть истолкованы по-разному. Из-за этого многие, если не большинство, практикующих используют оригинальную терминологию, и серьезный студент должен, по крайней мере, быть знаком с этими терминами.

Защита туловища: Удар гнева

Наиболее естественным ударом для обычного человека будет нанесение удара по диагонали поперек тела, как правило, в туловище противника. Этот тип удара на самом деле является первым из пяти основных ударов, Цорнхау, или Ударом гнева, и самый прямой способ отразить такую атаку — нанести такой же удар по ней. Представьте, что ваш противник наносит удар вам в туловище: ваш самый важный маневр здесь — уйти с дороги, чтобы избежать атаки. Если вы просто нажмете на педаль назад, ваш противник может последовать за вами. Вместо этого вам следует сделать шаг в сторону и вперед. Если ваш противник ударит вас в левый бок, сделайте шаг правой ногой вправо. Если ваш противник ударит вас в правый бок, сделайте шаг левой ногой влево. Ваш меч нанесет удар по диагонали вниз, в сторону гарды Плуга, перехватывая встречную атаку. Обязательно используйте силу своего клинка, чтобы отбросить противника в сторону, так как слабый ваш клинок будет легко отброшен.

Удар гнева (Цорнхау)

Однако простой защиты никогда не бывает достаточно. Если вы отражаете атаку и испытываете облегчение от того, что защитились, ваш противник просто так не сдастся, ошеломленный тем, что атака провалилась. Скорее всего, ваш противник немедленно атакует вас снова, и снова, и снова, пока вы, наконец, не будете ошеломлены и не сможете вовремя сдвинуться с места. Из-за этого ваша защита должна одновременно быть атакой. Это не блок, а удар по вашему противнику, который также останавливает меч вашего противника. Поэтому, выполняя эту защиту, цельтесь в верхнюю часть тела вашего противника, одновременно отводя меч в сторону. В идеальном мире вы всегда наносили бы удар одновременно с защитой, но если вы обнаружили, что ваш клинок не соприкоснулся, немедленно нанесите удар в лицо.

Защита головы: Перекрестный удар

Zwerchau, или перекрестный удар, можно использовать для защиты от чрезмерного разреза, потому что он завершается в Бычьей гарде. Лихтенауэр пишет: «Цверхау забирает все, что падает с крыши», подразумевая, что ударам, обрушивающимся с крыши, легко противостоять. Для выполнения перекрестного удара вы делаете круговой горизонтальный разрез в бычьей гарде руками над головой. Положите большой палец на нижнюю плоскую поверхность клинка, чтобы контролировать его. Если вы правша, ваш удар справа налево будет наноситься коротким лезвием, а удар слева направо будет наноситься длинным лезвием. Для левшей верно обратное. Если вы уже находитесь в Бычьей гвардии с одной стороны и наносите удар с противоположной стороны, вы очертите кончиком меча круг над головой, как бы создавая большой нимб.

Перекрестный удар (Цверхау)
Представьте, что ваш противник наносит удар прямо вам в голову. Помните, что ваша главная забота — выжить, поэтому вы быстро сделаете шаг вперед и в сторону, как в предыдущем примере при атаке в туловище. Также, как и в предыдущем примере, вы должны атаковать одновременно. Нанесите перекрестный удар так, чтобы встречный меч пришелся по сильной стороне вашего клинка как раз в то время, когда вы наносите удар по голове противника. Важно держать руки поднятыми, чтобы полностью прикрыть голову, и держать их достаточно высоко, чтобы предотвратить удар по пальцам. Как и раньше, если ваш удар не достиг цели, немедленно превратите его в выпад.

Защита ног: Прощальный удар

До сих пор мы использовали накладку Плуга для защиты от удара в туловище, и мы использовали накладку Вола для защиты от удара в голову. Тогда казалось бы логичным, что для защиты от удара по ногам следовало бы использовать защиту Дурака, поскольку она лежит низко. Хотя в этом нет ничего невозможного, на самом деле это не очень хорошая защита, поскольку последующие атаки из этой позиции будут слишком медленными. Schietelhau, или Разделяющий удар, предлагает гораздо более эффективный способ защиты ног.

Прощальный удар (Шайтельхау)

Нельзя нанести удар по ногам, не обнажив голову. Если ваш противник атакует вашу ведущую ногу, вам просто нужно убрать эту цель из зоны досягаемости, одновременно нанося удар по теперь уязвимой голове. В этом случае соприкосновение клинков совершенно необязательно, и это подтверждает тот факт, что вы не должны гоняться за оружием противника, а всегда атаковать его. Самый безопасный способ уберечь ногу от вреда — это отвести ее назад, хотя вы и не хотите отступать так далеко назад, чтобы не дотянуться до противника. Вместо этого сделайте полшага назад, когда наносите удар. Вы должны быть уверены, что ваши руки остаются высоко поднятыми для этого удара, так как вы не хотите, чтобы ваш противник резко дернулся вверх и поймал ваши локти. Вы всегда сможете сделать это, независимо от того, насколько высок ваш противник, благодаря тому, что у вас высокие плечи, а у ваших ног — нет. Имейте в виду, что это также можно сделать как выпад, если вы начали с защиты, такой как Плуг.

Аннулирование подсечки: Кривой удар

Следующий Мастерский удар — это странный, но метко названный Крумпхау, или Кривой удар. Этот удар кривой, потому что он наносит удар не прямо спереди, а скорее сбоку. Движение разреза идентично перекрестному удару, за исключением того, что вместо разреза круговыми движениями над головой круговое движение клинка выполняется перед вами, при этом края клинка направлены вверх и вниз. Для выполнения кривого удара поверните клинок так, чтобы лезвие было обращено к вам. Если вы правша, длинное лезвие режет влево, а короткое — вправо. Большой палец должен находиться на плоской стороне лезвия, обращенной к вам. Разрежьте в обе стороны движением стеклоочистителя. Когда вы наносите этот удар, сделайте шаг немного вперед и в сторону от направления, в котором вы наносите удар: т.е. сделайте шаг вперед и вправо, когда меч движется влево, и наоборот.

Кривой удар (Крумпхау)
Этот удар очень хорошо работает, чтобы остановить удар снизу вверх по Быку. Когда ваш противник начнет выполнять подсечку, быстро уходите от него и наносите удар по рукам, не только останавливая движение меча, но и одновременно выводя противника из строя. Лихтенауэр, описывая эту технику, сказал «Крампу с проворством перебрасывай острие в руки».

Работа с удлиненным клинком: Косой удар

Ваш противник может вытянуть руки и направить острие вперед к вашему лицу, чтобы удержать вас на расстоянии или спровоцировать вашу реакцию. Эта позиция известна как langen ort, или длинное острие, и является распространенным способом увидеть, что собирается делать ваш противник, сохраняя при этом безопасную дистанцию. Вы не можете броситься вперед, чтобы не нарваться на выпад, и если вы нанесете удар по лезвию, ваш противник может просто провести кончиком вокруг вашего меча, нанося удар вам. Здесь мы будем использовать Шильхау, или Косой удар, чтобы победить это.

Заключительный удар, пожалуй, самый странный из ударов, по крайней мере, на первый взгляд. Выполняется путем нанесения удара коротким лезвием вниз с левой стороны, завершающегося либо рукоятью Вола, либо гардой Плуга, в зависимости от ситуации. Он мало чем отличается от удара Крест-накрест и Изогнутого удара в механике, совершая круговые движения острием вниз и сбоку от тела. Чтобы нанести удар, вы начнете с того, что сделаете движение своим мечом в сторону слабой части клинка вашего противника, как будто вы пытаетесь нанести удар по нему. Быстро переверните клинок так, чтобы короткое острие было опущено и над мечом, и нанесите удар сверху вниз по клинку и вашему противнику. Если бы ваш противник был ближе, это ударило бы вашего противника в плечо, но поскольку ваш противник стоял с вытянутыми руками, ваше расстояние не позволяет этого сделать. Вместо этого, когда клинок противника очищен, продолжайте движение прямо вперед и наносите удар в горло. Лихтенауэр писал об этом так: «Прищурьтесь к острию и беритесь за горло без страха».

Удар прищуром (Шильхау)

Жизненно важно, чтобы это действие выполнялось плавно, без пауз. Приведенные иллюстрации разбивают это действие на части, чтобы его было легче понять, но любая заминка между движениями приведет к тому, что у вашего противника не будет времени ответить вам, что может оказаться фатальным. Удар начинается с вытянутых рук, чтобы нанести ложный выпад кончиком меча, но завершается тем, что вы переворачиваете свой клинок, чтобы избежать удара противника, когда переходите в выпад.

Восстанавливаем преимущество от связки: Наматывание
Не всегда все идет так, как планировалось, как только клинки соприкасаются (соприкосновение клинков известно как точка соприкосновения). Представьте, что ваш клинок встречается с клинком противника, и ни один из клинков не может отбросить другой или продолжить движение вперед. Когда это происходит, вы не должны пытаться бороться и давить на клинок, как показано во многих фантастических фильмах. Скорее, вы должны восстановить преимущество силы вашего клинка. Согните руки в Бычьей гарде сильной стороной против его слабой (действие, известное как скручивание или Winden), затем нанесите удар или разрубите коротким лезвием, если окажетесь слишком близко для удара.

Извилистый (Winden)

Реакция на давление при перевязи: Ощущение через Лезвие
При соприкосновении клинков может легко возникнуть хаос, и важно уметь чувствовать намерения противника по соприкосновению клинков. Это понятие известно как фюлен (буквально «чувство»). Ваш противник может сделать одну из двух вещей в схватке: он может использовать силу, чтобы пронзить ваш меч, что называется жесткостью при обращении с мечом, или он может ослабить свое давление, с большой вероятностью обойти меч, чтобы нанести удар, что называется мягкостью при обращении с мечом. Важно сразу почувствовать, какое из этих двух действий предпринимает ваш противник, затем предпринять противоположное действие, прежде чем ваш противник успеет перехватить у вас инициативу. Если вы не можете полностью сместить меч противника и решаете атаковать с другой стороны (будучи слабым в обращении с мечом), ваш противник может почувствовать это и продолжить свою первоначальную атаку (будучи твердым в обращении с мечом) и нанести удар, когда вы отведете свой меч назад. Аналогично, если вы сильно бьете мечом и отводите его в сторону, ваш противник может смягчиться, чтобы обойти вас и нанести удар в другое место.

«Feeling» (Fühlen)

Рассмотрим следующий сценарий: вы наносите удар своему противнику, а ваш противник выходит вперед и прямо противостоит вашему мечу своим собственным. В ту долю секунды, когда ваши клинки соприкасаются, вы чувствуете, что ваш противник отбрасывает ваш меч в сторону, поэтому вы плывете по течению: вы позволяете противнику оттолкнуть ваш кончик и быстро разворачиваете кончик, чтобы нанести перекрестный удар с другой стороны. Ваш противник, поскольку он давил на меч, который внезапно поддался его давлению, потерял контроль над своим мечом из-за инерции движения вперед и, следовательно, не смог вовремя восстановиться для защиты.

Дистанция сближения: Переход на полуручный меч

Бывают случаи, когда длина оружия может быть скорее помехой, чем подспорьем. Если ваш противник подбирается к вам очень близко, вам будет слишком сложно эффективно размахивать клинком. Существует множество способов решения этой проблемы, включая нанесение удара рукоятью или переход к схватке, которая основывается на применении приемов рукопашного боя с мечом.

Еще один способ справиться с закрытой дистанцией — укоротить свой меч, фактически превратив его в короткое копье, захватив лезвие свободной рукой. Это называется переходом к полу-мечу (halbschwert). Полу-меч в основном использовался в бою в доспехах для направления и поддержки кончика клинка при прохождении через отверстия в стыках брони, но иногда это необходимо в бою без доспехов.

Многие спросят, как можно схватить клинок, не поранив руку. Во-первых, убедитесь, что вы крепко сжимаете клинок, чтобы рука не скользила. Это, вероятно, будет самым важным элементом предотвращения пореза. Давление руки должно быть на плоскостях, а не на лезвиях, что также будет иметь значение. Кроме того, при взгляде на типы мечей, используемых мастерами лихтенауэрской традиции, может показаться, что они используют конические клинки, такие как Oakeshott Type XVa или Type XVII. Такие клинки, хотя и были острыми, имели геометрию лезвий, которая позволяла находить компромисс между режущим и колющим действием, и поэтому геометрия лезвий не такая острая, какой была бы у чего-то вроде современного кухонного ножа. В дополнение ко всему этому, средневековые руки, вероятно, были более грубыми и мозолистыми, чем у большинства современных, которые не так часто используют ручной труд. Ношение кожаных перчаток — неплохая идея при отработке владения половинным мечом. Хотя в большинстве книг о боевых действиях используются голые руки, иногда встречаются упоминания о перчатках.

При захвате клинка используйте правую руку, держа меч так, чтобы большие пальцы рук были обращены друг к другу, точно так же, как если бы вы хватались за штангу для поднятия тяжестей. Доминирующая рука остается на рукояти, где она все еще может легко маневрировать мечом.

Half-swording (Halbschwert)

В этом сценарии вы и ваш противник скрестили клинки, но находитесь довольно близко друг к другу. Ваш противник жестко владеет мечом, поэтому вы действуете мягко, почти так же, как в предыдущей ситуации. Из-за близкого расстояния не опускайте острие, чтобы сделать его мягким, так как ваш противник может прорваться и ударить вас. Скорее, вы будете использовать свою поперечную гарду, чтобы отбить клинок противника в сторону, при этом двигаясь мягко, что уведет клинок от вас. Немедленно поверните кончик, как будто собираетесь нанести перекрестный удар, но вместо этого хватайтесь за лезвие, чтобы укоротить его и нанести удар.

Обезоруживание: использование полу-меча

Полу-фехтование также может быть использовано для обезоруживания противника. В предыдущем сценарии вы и ваш противник находитесь близко, когда ваши клинки соприкасаются, и если вы отступите, ваш противник ударит вас. Вместо этого вы отпускаете правую руку, чтобы ухватиться за неподвижные лезвия там, где они сходятся в центре. Убедитесь, что вы хватаете лезвия большим пальцем с нижней стороны. Отсюда вы будете использовать рычаг, вытягивая свободной рукой и толкая доминирующей рукой, которая все еще находится на рукояти, как будто поворачиваете колесо. При вращении этого колеса подсуньте эфес под руки противника, и когда руки вашего противника скрутятся и отпустят рукоять, немедленно сделайте выпад назад и угрожайте противнику мечами в Бычьей гарде.

Разоружение

Это обезоруживание должно быть плавным. Любое колебание в этом процессе приведет к тому, что ваш противник выкрутит острое лезвие в вашей руке и вырвется. Обезоруживание может выглядеть броско, но это всего лишь выбор, который нужно сделать мгновенно, в совершенно нужных обстоятельствах, когда у вас мало других вариантов. Если вы заранее решите, что хотите броситься и вырвать у кого-то меч из рук, это, скорее всего, приведет к потере ваших пальцев.

Практика

Как и во всех боевых искусствах, простого повторения движений несколько раз недостаточно. Обучение должно дополняться регулярной практикой и изучением. Идеальная ситуация — найти инструктора, хотя, к сожалению, это не всегда готовое решение. Следующее лучшее решение — посетить семинар или съездить на занятия несколько раз, чтобы инструктор мог показать вам из первых рук, как работают эти техники. Если ни один из вариантов недоступен, вам нужно будет просмотреть книги и усердно учиться. Вам поможет найти партнера для практики.

Найти партнера может просто означать пригласить друга или троих друзей собраться вместе и попрактиковаться, или для этого может потребоваться некоторый поиск. Интернет упростил такой поиск. Вы также можете проверить местные центры отдыха или даже общественные колледжи, так как иногда местные клубы ищут членов. Вы никогда не узнаете, пока не проверите их сами.

Независимо от того, как вы находите своих партнеров по тренировкам, убедитесь, что вам комфортно работать с ними или, по крайней мере, комфортно общаться с ними, если вас что-то беспокоит. Печально, что в этом мире есть люди, которые просто хотят причинить кому-то боль, и ни при каких обстоятельствах вы не должны чувствовать себя обязанными работать с таким человеком. Точно так же есть некоторые люди, которые обычно руководствуются благими намерениями, но иногда могут позволить своему эго встать на пути их суждений. Если вы чувствуете, что кто-то не будет слушать вас, когда вы беспокоитесь о безопасности, то вам нужно найти нового партнера.

Тренировочное и защитное снаряжение

Нет четкого способа практиковать искусство фехтования, и определение ваших целей в конечном итоге определит ваш метод тренировки. Если вы присоединитесь к группе, у ее членов, вероятно, уже будут установленные методики и требования к защитному снаряжению, которым вы должны следовать. Тренировочное снаряжение не является стандартным, и если вы тренируетесь в одиночку или создаете свою собственную группу, у вас будет много вариантов на выбор.

Первым элементом, скорее всего, будет, конечно, меч. Чем точнее ваш тренировочный инструмент, тем лучше вы будете понимать, как им пользоваться. Однако вы можете освоить основы с помощью мерила, и многие новички проявили большой творческий подход к изготовлению дешевых тренировочных мечей (модифицируя спортивный инвентарь, например, клюшки для лакросса). Синай, бамбуковые мечи, используемые в японском фехтовании или кендо, являются популярной дешевой альтернативой, поскольку они примерно соответствуют размеру европейского длинного меча и обеспечивают определенную степень безопасности при ускорении хода. Синай, однако, легкий, не имеет заметных краев и требует модификации для создания функциональной перекрестной гарды.

В средние века было обычной практикой упражняться с деревянными мечами, известными как расточители (возможно, названными так потому, что ими можно было пользоваться и злоупотреблять, а затем легко заменять, когда они ломались). Расточители дешевле стальных мечей, допускают некоторую реалистичность в весе (хотя они часто легче и не сбалансированы, как настоящий меч), имеют очевидные края, а также позволяют использовать гарду. Если вы не хотите делать свой собственный, есть много источников для использования деревянных мечей, но вы должны знать, что многие декоративные деревянные мечи не подходят для того типа строгого использования, которое предстоит вашему тренировочному мечу. Изучите материалы и методы изготовления, чтобы убедиться, что ваш расточитель крепко сложен.

В последнее время многие изучающие фехтование на мечах начали использовать алюминиевые отходы. Эти мечи позволяют ощутить прикосновение металла к металлу, а поскольку алюминий легкий, эти клинки могут иметь очень толстое поперечное сечение, что обеспечивает более толстые (и, следовательно, более безопасные) лезвия. Алюминиевые мечи, как правило, легче обычных стальных, и хотя ощущение металла о металл более реалистично, чем дерева о дерево, следует отметить, что ощущение все же другое. И хотя алюминиевые расточители могут служить дольше, чем деревянные, они немного дороже, чем имеющиеся в продаже деревянные расточители, и их нельзя использовать против неалюминиевого тренировочного оружия.

Мечи из затупленной стали — это, вероятно, то, что большинство практиков в конечном итоге будут использовать в долгосрочной перспективе, поскольку они максимально приближены к заточенной стали. Как и в случае с другими учебными инструментами, изучение ваших вариантов перед покупкой избавит вас от проблем позже. Некоторые мечи очень дешевы по уважительной причине. Другие обеспечивают достойное соотношение цены и качества. Вполне возможно, что вы купите меч только для того, чтобы позже обнаружить, что вам захочется вложить деньги в более качественный. С другой стороны, вы можете сначала захотеть приобрести качественный меч и не беспокоиться о необходимости замены позже.

Если вы только медленно отрабатываете приемы (а вначале вам обязательно следует это сделать), вам понадобится совсем немного защитного снаряжения, кроме осторожности и здравого смысла. Как только вы начнете вкладывать больше скорости и намерения в свои удары, вам, вероятно, захочется большей защиты. Многие практикующие носят стандартные маски для спортивного фехтования. Фехтовальная маска не защитит от мощного удара расточителя и не защитит затылок. Что касается контролируемых упражнений, то они не только защитят вашу голову (в частности, глаза), но и позволят вашему партнеру меньше стесняться того, что он случайно недостаточно сдержался при ударе лицом или подобном.

На тренировках часто наносятся удары по рукам, случайно или намеренно, и разумной идеей является какая-то форма защиты рук. Лучшим решением является пара подогнанных, полностью шарнирных латных перчаток, хотя это, как правило, экономически нецелесообразно для большинства новичков. Простые кожаные перчатки, особенно с длинными манжетами, обеспечивают хорошую защиту от случайных царапин и защищают от заусенцев от металлических мечей или заноз от деревянных. Доступно множество моделей перчаток с подкладкой, от перчаток для спортивного фехтования до перчаток для лакросса, и вам придется поэкспериментировать с балансом, который вы хотите достичь между безопасностью и мобильностью. Если вы намерены попробовать неоригинальную свободную игру или поединок со своим партнером, вам нужно будет добавить какую-нибудь подкладку для тела, а также улучшенную защиту для головы и рук.

Продвинутое фехтование длинным мечом

Хотя изучение особенностей свободного фехтования является широкой темой и во многом зависит от людей, с которыми вы сражаетесь, следует помнить несколько вещей, безопасность превыше всего. Не спешите фехтовать свободно. Сначала изучите технику, чтобы вы не просто размахивали мечом, играя в «пятнашки». Это не только позволит вам получить гораздо больше пользы от поединка, но и заучит вас на принципах безопасного спарринга. Всегда помните, что, начиная фехтовать, вы вступаете в узы священного доверия. Не предавай своего партнера, будучи опасным.

Фехтование — это не реалистичное владение мечом. В игру вступает множество нереалистичных элементов, таких как тот факт, что мечи на самом деле не режут человека, неопределенность в том, действительно ли удар остановит бой или нет, факторы безопасности и даже психологический эффект дружеского поединка по сравнению со смертельным исходом. Точно так же существует множество инструментов для свободного фехтования, и все они являются нереальными симуляторами. Единственное, с чем можно обращаться как с острой сталью, — это острая сталь, которая вряд ли является безопасным вариантом для обычных схваток.

Лучший способ по-настоящему изучить это искусство — использовать множество инструментов, чтобы получить широкое представление о различных аспектах боя. Например, мечи с подкладкой и синай не очень реалистичны в обращении, но обеспечивают большую скорость боя, что проверяет рефлексы и реакцию под давлением. Деревянные клинки имеют широкие закругленные лезвия, но очень жесткие при нанесении удара, и все действия должны быть натянутыми. Стальные мечи нужно использовать даже чаще, чем деревянные, и, хотя они наиболее реалистичны в связках и общих действиях, их все же следует использовать с большой осторожностью для безопасности вашего партнера, элемент, который, конечно, отсутствует в истинной форме боевого искусства.

Фехтование — это всего лишь один из методов обучения, и его необходимо закалять другими методами. В дополнение к расточительному или тупому стальному мечу, например, вам также в какой-то момент понадобится острый меч для пробного разреза. Пробный разрез новичку не нужен, но в долгосрочной перспективе важно точно понимать, как действует меч при пронзении цели. Это также проверит ваше выравнивание лезвия и его форму.

Поскольку у разных групп разная направленность, важно, когда вы начинаете, определить свои собственные цели. Вы учитесь из праздного любопытства? Это для фитнеса? Это дополнение к сопутствующему хобби, такому как сценические бои или ролевые игры в реальном времени? Это для реконструкции? Вы хотите помочь заново открыть утраченное боевое искусство? Определение ваших целей поможет вам точно решить, каким путем идти.

Заключение

Искусство владения мечом имеет традицию, уходящую глубоко в европейскую историю. В течение многих лет западные боевые искусства считались в лучшем случае жестокими, требующими небольшого мастерства. Однако изучение трактатов того периода показывает разнообразие стилей и методологий и ясно показывает, что практикующие эти искусства полагались на стратегию, технику и эффективность, чтобы победить своих противников. Чтобы по-настоящему изучать это искусство, нужно не только выучить несколько приемов и контратак, но и по-настоящему изучить оригинальные трактаты, потому что только благодаря этим трактатам можно по-настоящему понять, что задумывали мастера этого искусства. Мы, современные практики, никогда не увидим настоящего боя на мечах, и поэтому жизненно важно полагаться на слова тех, кто действительно видел эти бои, и чьи жизни зависели от навыков, заложенных в этих видах искусства. Изучение их работ призвано возродить их боевой дух и воинский интеллект и придает западным боевым искусствам новое значение для современного мира.

Перейти на главную страницу.