В этом разделе всё о мечах.
Большинству из нас в современном мире знакомо слово «рапира». Такие термины, как «остроумие рапиры» или «язык рапиры», подразумевают быструю и острую реакцию, намекая на это ренессансное оружие джентльмена-дуэлянта. Многие были очарованы романтическими историями о Трех мушкетерах, или видели иногда юмористическое, иногда трагическое владение мечом у Шекспира, и многие из таких людей посещают клубы спортивного фехтования или сценические занятия по боевому искусству, чтобы научиться им пользоваться. Однако, хотя и то, и другое достойно внимания, ни одно из них не является настоящим боем на рапирах в том виде, в каком они предназначались для дуэлей эпохи Возрождения. Эта статья рассчитана на абсолютного новичка и предоставит базовую информацию о технике итальянского стиля владения рапирой, а также даст советы о том, как найти партнеров и какое оборудование необходимо. Это ни в коем случае не всеобъемлющее исследование, скорее как средство развенчать мистику использования этого меча для тех, кто никогда не видел, как правильно обращаться с рапирой, и дать общее представление о том, как используется этот меч.
Что, подразумевают под словом «рапира»?
Слово «рапира» трудно по-настоящему определить в современных терминах. Ради этой конкретной статьи мы предположим, что рапира — это длинный, тонкий клинок, предназначенный в первую очередь для нанесения ударов и, как правило, с некоторой степенью защиты рук, и встречавшийся в основном в 16-17 веках. Но это ни в коем случае не является однозначным ответом. Например, два итальянских мастера, Джакомо Диграсси и Винченцио Савиоло, оба использовали термин «рапира» в своих английских трактатах по фехтованию последнего десятилетия 16 века. Однако в оригинальном итальянском тексте для ДиГрасси использовался термин «spada», буквально означающий «меч». Оружие, используемое в этих руководствах, похоже, представляет собой более короткие мечи с более широким лезвием, предназначенные как для рубящего, так и для колющего удара. На самом деле, слово «рапира», похоже, вообще никогда не использовалось итальянскими мастерами, несмотря на тот факт, что этот стиль, по-видимому, пришел из Италии. Независимо от терминологии, эта статья будет посвящена давно колющим оружием видно видно на примере фехтования трактаты, такие как Ridolpho Капо Ферро Гран Simulacro, Сальватор Фабрис это науки и музей оружия, или Франческо Альфьери л арте Ди Бен Manegiarre Ла Спада.
Рапира
Виды оружия. чем отличается рапира от шпаги и меча и другие интересные факты об оружии средневековья.
Итальянская рапира.
Рапира использовалась по всей Европе в качестве оружия для улаживания дуэлей. Похоже, что она возникла в Италии, и итальянские мастера, вероятно, были наиболее известны своим мастерством обращения с этим оружием. Другие страны также разработали сложные и эффективные системы фехтования на рапирах, но для простоты эта статья будет посвящена только обобщению итальянского стиля.
Существовало много мастеров, больше, чем мы можем знать наверняка. Но несколько мастеров оставили ценные трактаты по фехтованию, некоторые из которых излагают основные концепции, а другие представляют собой хорошо продуманные и законченные системы боя, и именно благодаря этим трактатам мы можем интерпретировать, как использовалось это оружие. Изучение этих руководств показывает, что рапира не была «броско-хлесткими» движениями Голливуда или игрой в «захват и укол» многих благонамеренных, но дезинформированных практиков, а была очень продвинутой и изощренной формой боя.
Части меча.
Хотя существуют термины, описывающие практически все мелкие детали рапиры, на самом деле необходимо знать лишь несколько деталей. Две основные части — это лезвие и рукоять. Рукоять состоит из рукояти, гарды для кисти (часто сложной формы в виде клетки, а иногда полностью закрывающей руку пластиной и обычно украшенной) и навершия, которое служит противовесом клинку и уравновешивает весь меч.
Сам клинок разделен, и разные мастера делили его по-разному. Однако самое важное, что нужно знать, это то, что существует две основные части: сильная часть (forte), которая проходит от рукояти к центру клинка, и слабая часть (debole), которая проходит от центра к кончику. Сильная часть обладает наибольшим козырем и используется для парирования входящей атаки, но движется медленнее. Слабую часть можно отодвинуть в сторону гораздо легче из-за того, что она находится так далеко от руки, но для перемещения требуется всего лишь небольшое движение запястья. Понимание правильного использования этих двух частей клинка важно для понимания правильной игры на рапире.
В дополнение к сильной и слабой стороне клинка, у меча есть два лезвия. Если вы схватили шпагу и держали ее острием вверх так, чтобы костяшки пальцев были обращены от вас, то острие сбоку от костяшек пальцев является истинным острием, а острие, обращенное к вам, — ложным острием.
Базовая работа ног.
Разные мастера по-разному оценивают работу ног, но есть определенные общие моменты. Однако для новичка подойдет следующая общая стойка: ноги должны быть примерно на ширине плеч. Стопа с той же стороны, что и рука с мечом, должна быть впереди, направлена вперед, а другая нога должна быть под прямым углом, с пяткой на прямой линии, как у передней ноги. Примерно три четверти вашего веса должно приходиться на заднюю ногу, чтобы исключить возможность нанесения удара по туловищу. Некоторые мастера, такие как Альфиери, изображают позу, которая большую часть времени отклоняется назад, другие, такие как Сальватор Фабрис, демонстрируют позу, которая имеет тенденцию наклоняться немного больше вперед. Пока делайте то, что вам наиболее удобно. Вы также должны держать плечо повернутым назад, чтобы не навредить, но не поворачиваться в профиль, иначе движения будут жесткими и неудобными. Рука, не держащая шпагу, должна быть расслаблена и отведена в сторону от брови, но при необходимости ее можно использовать для защиты.
Есть определенные вещи, которые вам нужно уметь делать в отношении работы ног. Наиболее важными являются шаги вперед или назад, то, что в современном фехтовании называется «наступлением» и «отступлением». На данный момент мы не будем беспокоиться о боковом ударе, итальянская рапира в любом случае имеет тенденцию быть в основном линейной.
Чтобы двигаться вперед, просто поднимите носок передней части, затем пятку, сделайте небольшой шаг и верните заднюю ногу в исходную стойку. Для движения назад требуется сначала переместить заднюю ногу. Вы должны уметь уверенно двигаться вперед и назад, не подпрыгивая вверх-вниз. Простое упражнение заключается в удержании чего-либо, например, вашей фехтовальной перчатки, на макушке головы, когда вы практикуетесь в этом, чтобы поддерживать равновесие и плавность движений.
Следующий важный элемент работы ног — это то, что капо Ферро называет passo straordinario, или более широко известный в наше время как выпад. Выпад — это быстрая, мощная атака, направленная на то, чтобы достать противника издалека. Выпад всегда начинается с разгибания руки: если вы ведете своим телом, у вашего противника нет причин не атаковать вас. Если, с другой стороны, ваш меч вытянут перед тем, как вы броситесь вперед, ваш противник не сможет атаковать, не справившись сначала с надвигающейся угрозой. Как только ваша рука вытянута, слегка оторвите переднюю ногу от земли и выбросьте ее вперед в воздух, используя заднюю ногу для продвижения вперед. Задняя нога должна оставаться твердой и стоять на месте. При приземлении передней ноги переднее колено должно быть согнуто, задняя нога вытянута и полностью выпрямлена.
Последним видом работы ног на данный момент будет пассата, или пасующий шаг. Пасующий шаг — это простое выдвижение задней ноги вперед, во многом аналогичное ходьбе. Чтобы попрактиковаться в этом, начните с защиты. Подайте заднюю ногу вперед так, чтобы она оставалась под углом девяносто градусов к другой ноге, как это обычно бывает. Затем возьмите другую ногу и вынесите ее вперед, чтобы снова принять обычную стойку. Переходящие шаги используются по нескольким причинам, особенно если ваш вес перенесен на переднюю ногу. Например, если вы выполнили финт (ложную атаку) в одну сторону тела вашего противника и перенесли свой вес вперед, вы не сможете поднять переднюю ногу для выпада. Таким образом, вместо этого вам придется двигать задней ногой.
Держание меча.
Существует множество правильных способов захвата рапиры, но для простоты, один из наиболее распространенных — держаться за рукоятку и проводить указательным пальцем по кильону вокруг рикассо (основания лезвия, где оно соприкасается с гардой) так, чтобы он обхватывал и касался большого пальца с другой стороны. Обхватывая палец таким образом, вы будете лучше контролировать кончик.
В большинстве трактатов по фехтованию показаны четыре основных положения рук. Итальянцы называли их prima (первая), seconda (вторая), terza (третья) и quarta (четвертая). Хотя существуют и другие позиции, для простоты мы будем использовать только эти.
Вашей основной позицией будет позиция третьего защитника. Капо Ферро заявляет: «Вы знаете, что в моей книге по искусству есть одна хорошая защита — низкая защита, называемая третьей, с мечом в плоскости по прямой». В третьем упражнении шпагу держат так, как будто обмениваются с кем-то рукопожатием, ладонью вверх, большим пальцем вверх. Это наиболее естественная защита, и она будет наиболее часто используемой позицией, когда не совершается никаких действий.
Четвертая и вторая позиции будут использоваться немного чаще, чем первая в общих действиях. Четвертая держит руку ладонью вверх, а вторая — ладонью вниз. Они часто используются для простых парирований. Первая позиция удерживается с большим пальцем, направленным вниз, ладонью, обращенной к тыльной стороне. Первая позиция на самом деле не будет изучена в этом базовом учебном пособии.
Простая ручная работа.
Мы уже обсуждали выпад, который будет вашим основным методом атаки. В итальянской системе существует несколько типов специальных выпадов и подсечек, но сейчас мы будем использовать только выпады и предположим, что все выпады направлены прямо в грудь, самую большую область поражения.
Есть четыре важных термина, которые следует понимать, когда имеешь дело с атакой и защитой: внутренняя, внешняя, высокая и низкая. Каждый из них определяет, куда может быть нанесен удар мечом, и определяется положением руки, держащей меч. Верхняя линия везде над кистью, нижняя линия везде под ней. Внутренняя линия везде от кисти к внешней стороне, а внешняя везде от кисти к спине. Таким образом, четыре мишени расположены высоко внутри, высоко снаружи, низко внутри и низко снаружи.
Парирование.
Чтобы защититься от встречного удара мечом, мы сначала поговорим об основных парировании ударов изнутри и снаружи. Начиная с третьей защиты, если ваш противник атакует на верхнюю внутреннюю линию, вы поворачиваете предплечье так, чтобы оказаться в четвертой защите, и ваше истинное лезвие будет обращено к противоположному клинку. Кончик вашего меча должен быть слегка приподнят, чтобы скреститься с клинком противника. Перемещая предплечье только от локтя, вы мягко отводите входящий клинок в сторону, используя сильную часть вашего меча против слабой части их меча. Когда вы парируете удар, ваш клинок должен быть слегка наклонен так, чтобы острие указывало на клинок противника, но не настолько, чтобы он больше не был направлен в силуэт вашего противника. Причина этого в том, что клинок вашего противника будет скользить по направлению к сильной части вашего клинка, давая вам больше рычагов воздействия и контроля.
Важно понимать, что вам не нужно размахивать рапирой, чтобы парировать удар, а просто слегка оттолкнуть встречный клинок в сторону. Убедитесь, что вы толкаете только в сторону, а не вниз, иначе они нанесут вам удар по нижней линии. Большую часть времени, пока вы находитесь в защите, ваша рука должна быть максимально вытянута, и если ваша рука находится слишком близко к телу при парировании, вам придется сильнее двигать ею, чтобы отразить атаку.
Если ваш противник атакует вас высоким внешним ударом, вам нужно будет переместить свой клинок во вторую позицию вместо четвертой, но в остальном следуйте тем же рекомендациям.
Однако простого парирования атаки недостаточно, поскольку любой приличный фехтовальщик не сдастся просто так, потому что промахнулся. Они, скорее всего, снова нападут с другой стороны, и лучший способ предотвратить это — атаковать. Как только вы парируете удар мечом, немедленно вытяните руку для удара, действие, известное как рипоста. Рипоста не позволяет вашему противнику продолжать атаку, но это также отличный момент нанести удар до того, как он будет готов.
Следует отметить, что итальянская рапира гораздо больше полагается на одиночные парирования, а это означает, что атаковать нужно одновременно с парированием. Из-за своей длины и веса рапира лучше всего подходит для этого типа защиты, и при правильном выполнении это более эффективное двойное действие, задействованное в ранее описанной защите «сначала парируй, потом атакуй». Чтобы сделать это, нужно получить преимущество клинка противника, известное как нахождение меча (Капо Ферро использует термин гуаданьяре для определения этого понятия, хотя буквальный термин, используемый здесь, «нахождение меча», или trovar di spada, происходит от Fabris). Поиск шпаги включает в себя размещение вашего клинка в таком положении, чтобы, не касаясь клинка противника, ваша рукоять была ближе к клинку противника, чем рукоять противника к вашей. Чтобы сохранить преимущество, клинок вашего меча должен располагаться под таким углом к клинку вашего противника, чтобы, если ваш противник прижмет свой клинок к вашему, он скользнул бы дальше по лезвию к вашей рукояти, давая вам еще больший контроль. (Капо Ферро говорит, что если ваш меч находится с внутренней стороны, направьте свой меч лезвием к правому плечу противника, и наоборот, если ваш клинок снаружи. Это, конечно, при условии, что ваш противник правша.) В общих чертах: Найти меч — значит настроить свой меч таким образом, чтобы у вас было преимущество в рычаге и угле наклона над клинком вашего противника. Как только это произойдет, выпад вашего противника будет легко перехвачен вашим парированием одновременно с вашим выпадом, не давая вашему противнику шанса даже осознать, что произошло. Прежде чем вы сможете попрактиковаться в правильном владении мечом, вы уже должны хорошо владеть приемами парирования, поэтому более подробные сведения об этой концепции выходят за рамки данной статьи.
Победа в парировании.
Фехтование любого типа никогда не предполагает случайной атаки до тех пор, пока вам не удастся нанести удачный удар. Речь должна идти о точных действиях, выбранных потому, что они дают вам логическое преимущество, и используемых с надлежащей дистанции и в нужное время. Когда вы фехтуете, жизненно важно планировать заранее. Думайте о том, что вы делаете, и как ваш противник отреагирует на вас. Один из очевидных примеров — как ваш противник отреагирует на ваш выпад. Скорее всего, они вас парируют.
Подумайте об этом. Вы знаете, что ваш противник отразит вашу атаку. Это кажется таким очевидным, и все же это важный элемент: Вы предсказали будущее. Ты знаешь, что сделает твой противник, еще до того, как что-либо произойдет. Используй это знание в своих интересах.
Хорошо известной техникой в боксе является финт. Финт — это ложная атака, направленная на то, чтобы спровоцировать реакцию. Финты — это не случайные удары, которые оставляют вас открытыми для атаки, а просчитанные действия, позволяющие заставить вашего противника делать именно то, что вы ему говорите.
Если вы хотите нанести ложный удар своему партнеру, сначала протяните руку к той области тела, в которую вы хотите, чтобы его меч переместился. Ошибка, которую совершают многие неопытные фехтовальщики после этого, заключается в том, что они отводят руку, а затем атакуют с другой стороны, и это может полностью разрушить ваши планы. Акт отвода руки создает момент времени (момент времени называется темпом). В этот момент времени ваш противник увидит, что вы сделали, и отреагирует, вполне возможно, атакуя, пока ваша рука отводится назад.
Чтобы предотвратить это, вы не можете отводить руку. Скорее, вы должны держать ее вытянутой и провести кончиком своего меча под клинок противника и продолжить настоящую атаку. Переход на другую сторону клинка называется cavazione, или часто упоминается современными практиками как расцепление. Чтобы выполнить это, нарисуйте кончиком шпаги букву «V» так, чтобы она проходила под парирующим ударом. Используйте для этого только запястье, так как вы хотите, чтобы это движение было небольшим. Вы можете попрактиковаться в этой технике, перемещаясь взад и вперед по обе стороны от меча партнера.
Использование отведенной руки для парирования.
Для парирования ударов шпагой часто использовалась свободная рука. Иногда она была пустой и обычно в перчатке, а иногда использовалось оружие свободной руки, такое как кинжал. Новичкам следует сначала изучить основы владения мечом самостоятельно, без использования другого оружия. После того, как вы потренируетесь и будете знать, как пользоваться одиночным мечом, добавить другое оружие не составит труда.
Пустая рука обычно не используется, и на то есть веские причины. Многие современные фехтовальщики утверждают, что фехтование на рапирах заключается в использовании отведенной руки для парирования и меча для атаки, но, как сказал Сальватор Фабрис, «тех, кто парирует рукой, убить легче, чем тех, кто защищается мечом». Это потому, что отвода руки очень легко избежать простым расцеплением, как описано выше. Итак, если руку так легко парировать, то зачем ее использовать?
Одна из причин, которую нельзя игнорировать, — это отчаяние: ты полностью оплошал, меч летит тебе в лицо, и потребуется слишком много времени, чтобы в противном случае парировать удар своим собственным мечом. Итак, ваша рука здесь. Чтобы снизить вероятность получения серьезной травмы руки, для этого нужно было надеть перчатку. По словам Савиоло, «этим оружием следует пользоваться в перчатке, и если человек будет без перчатки, то лучше рискнуть немного повредить руку, тем самым стать хозяином положения своих врагов, а затем нанести удар с помощью оружия и таким образом дать своему врагу преимущество».
Но отталкивающая рука может быть использована довольно эффективно в ваших интересах, если вы знаете правильное время для ее использования. Простым примером может быть помощь в финте, который мы обсуждали выше. Возьмем следующий пример:
Фехтовальщик A выполняет ложный выпад в сторону от фехтовальщика B. Фехтовальщик B пытается парировать ответ во второй защите. Фехтовальщик A, планируя вперед, выходит из-под меча, чтобы атаковать высоко изнутри. Но на что Фехтовальщик A не рассчитывал, так это на то, что Фехтовальщик B бросился прямо в атаку, не заботясь о собственной жизни, и, таким образом, оба фехтовальщика ранены.
Фехтовальщик A мог бы предотвратить это, используя левую руку. Чтобы использовать левую руку, вам не нужно наносить удары или размахивать рукой вокруг. Вы хотите твердо отвести встречный клинок, и вы хотите сделать это в то же время, когда готовитесь к атаке. Если вы сначала используете руку, ваш противник может просто переместиться и атаковать в другом месте. Давайте еще раз рассмотрим сценарий.:
Фехтовальщик A делает ложный выпад в сторону. Фехтовальщик B парирует во второй защите. Фехтовальщик A выходит из-под меча, чтобы атаковать высоко изнутри, но в то же время отводит руку и надавливает на середину клинка фехтовальщика B, лишая Фехтовальщика B возможности атаковать одновременно. К тому времени, когда Фехтовальщик B вынимает шпагу из руки Фехтовальщика A, уже слишком поздно.
Тренировка.
Для эффективного изучения любого боевого искусства важно иметь партнера. Далеко продвинуться можно только в одиночных упражнениях. Идеальная ситуация — найти преподавателя, и если у вас есть возможность брать уроки, не утруждайте себя попытками практиковаться без инструкций.
Однако вам может потребоваться найти партнера самостоятельно, и это может быть так же просто, как найти заинтересованного друга, хотя иногда это легче сказать, чем сделать. Вам следует поискать в вашем регионе, есть ли какие-либо тренировочные группы или классы, которые значительно облегчат вашу работу. Проверьте местные центры отдыха, поищите в Интернете и спросите на онлайн-форумах, посвященных фехтованию.
Тренировочное и защитное снаряжение.
Когда у вас будет с кем тренироваться, следующим шагом будет соответствующее тренировочное снаряжение. Если вы занимаетесь в уже созданной группе или у вас есть преподаватель, он скажет вам, что вам нужно. У каждой группы своя направленность, и тренировочное снаряжение нестандартное. Если вы начинаете самостоятельно, то вам в первую очередь понадобится меч.
Современный мастер может найти огромный выбор того, какой меч выбрать. Вам придется спросить себя о нескольких вещах: каков ваш ценовой диапазон? Что будет использовать ваш партнер? Как будут использоваться мечи? Технически вы можете освоить основы владения рапирой с длинной палкой, но чем более точными вы хотите сделать свои приемы, тем более точным будет меч, с которым вам нужно тренироваться.
Если вас интересует цена, вы можете недорого найти стандартную спортивную фехтовальную шпагу. Следует отметить, что это не точный инструмент для воспроизведения техники владения рапирой, поскольку он слишком короткий и слишком легкий. Тем не менее, это очень дешевый вариант для начала, с гибким и прочным лезвием, что делает его подходящим для безопасных тренировок с партнером.
Начиная с этого момента, различные производители симуляторов и копий рапир. Разные клинки изготавливаются по разным спецификациям. Чтобы точно тренироваться с рапирой, у вас должен быть клинок, который точно отражает характеристики обращения с настоящей рапирой. В идеале она не должна быть слишком хлесткой, но имейте в виду, что если вы выполняете упражнения или фехтуете с партнером, ему, вероятно, не понравится сильный удар жестким стальным шестом. Итальянская компания Del Tin Armi Antiche производит две версии лезвий для рапир, которые можно использовать для фехтования, а ножовщики, такие как Скотт Уилсон из оружейной палаты Дарквуда, могут прикреплять к лезвию рукояти различных стилей. Вам нужно будет провести свое исследование, чтобы решить, какой тип меча лучше всего подходит вам и вашему партнеру.
Если у вас есть меч, вам понадобится защитное снаряжение. Часто заявлялось, что наиболее важным элементом защитного снаряжения является самоконтроль, и здесь это не исключение. В разных группах действуют разные правила безопасности, потому что у разных групп разные цели. Однако большинство согласится, что вторым по важности элементом защитного снаряжения будет защита головы. Стандартной фехтовальной маски с тремя видами оружия будет более чем достаточно, чтобы защитить вас. Многие люди предпочитают определенные типы другим, и, как и ваш меч, вам придется исследовать, что подходит вам лучше всего.
У большинства групп также есть требования к тому, чем прикрывать свое тело. Как правило, достаточно стандартной фехтовальной куртки и пары перчаток. При желании можно приобрести фехтовальные куртки с подкладкой, а также есть другие варианты, которые приемлемы для многих групп. Примеры включают фехтовальную куртку с подкладкой в стиле туники, продаваемую Triplette Competition Arms, и фехтовальный камзол, продаваемый CAS Iberia / Hanwei. Кроме того, большинство поставщиков фехтовальных средств продают жесткие пластиковые нагрудники для ношения под курткой, и некоторые группы требуют их для женщин. Мужчинам настоятельно рекомендуется носить спортивный кубок, поскольку сильный удар в пах потенциально может вызвать перекрут яичек, что в худшем случае может привести к ампутации. Некоторые группы требуют использования горжета (жесткой части брони, надеваемой на воротник для защиты шеи), а некоторые требуют использования налокотников и наколенников. Вам также понадобится одежда и обувь, которые позволят вам двигаться свободно и легко.
Как говорилось ранее, разные группы рапиристов преследуют разные цели, и не все тренируются одинаково. Хотя кого-то может расстраивать отсутствие стандартизации, в целом это хорошо, потому что именно так искусство может по-настоящему развиваться. При всех существующих различных подходах это также означает, что есть много вариантов для людей, которые занимаются разными вещами. Поэтому во время учебы вам нужно спросить себя, для чего вы тренируетесь. Это хобби для развлечения, просто чтобы немного развлечься по выходным? Это поиск утраченного исторического произведения искусства? Это для фитнеса? Это для того, чтобы дополнить сопутствующее хобби (например, ролевые игры в реальном времени или сценические бои)? Это сочетание вышеперечисленного? Ничего из вышеперечисленного? Знание ответа на этот вопрос поможет вам определить, какое именно снаряжение необходимо.
Заключение.
Как боевое искусство, можно с уверенностью сказать, что изучение рапиры имеет мало применения на современных улицах. Крайне маловероятно, что вы когда-нибудь столкнетесь с ситуацией, когда ваша рапира — единственное, что стоит между вами и смертью.
Но это все равно не мешает тысячам практикующих заниматься ею. Возможно, нас привлекает романтизм. Возможно, это осознание того, что в своем контексте рапира была грозным оружием защиты. Возможно, это чувство связи с прошлым, которое давно ушло в прошлое, но сохранилось в трактатах по историческому фехтованию. Независимо от вашего вдохновения, это оружие элегантности и смертоносной красоты, для эффективного владения которым требуются самоотверженность и грация. Это будет долгий путь, но в конечном итоге он научит тело работать в гармонии с разумом. Итак, удачи вам в учебе.