В этом разделе всё о мечах.
Именно в период Возрождения меч начал разрабатывать более сложные формы защиты руки. Начиная с кольца для пальцев и рикассо, рукоять была дополнена различными контргардами и наковальней, которая была образована либо передним кильоном, либо отдельной планкой, выступающей из рукояти и загибающейся к навершию. Именно эта эволюция привела к сложному развитию рукояти меча в форме корзины, достигнув формы, которая постепенно создавала такую же защиту для руки владельца, как бронированная перчатка.
С середины 16-го по 17-й век формы рукоятей стали еще более сложными. Немцы, в частности, экспериментировали с различными формами рукояти-корзины, и эти пилы использовались на различных клинках того времени. Многие из этих ранних образцов рукоятей были грубо спроектированы и изготовлены, в то время как другие были богато украшены. Несмотря на это несоответствие качества, все они были добротно спроектированы и демонстрируют прототипную форму того, что в конечном итоге можно было увидеть в дизайнах военных мечей 18-го и 19-го веков.
Эти раннегерманские формы рукояти-корзины и подобные им, несомненно, являются прямыми предками различных кавалерийских рукояток и рукояток для палашей, которым предстояло развиваться в последующие столетия.
Военные мечи семнадцатого века.
Эварт Оукшотт, известный специалист по европейскому оружию и доспехам, отметил, что существует «пять различных типов боевых мечей, которые демонстрируют четкие линии развития на протяжении семнадцатого века». Эти типы определяются следующим образом: простая форма рукояти, состоящая из двух панцирных накладок и наковальни, к которым относится «валлонский меч»; тип меча и его разновидности, называемые, по-видимому, без разбора, «рукоятью Синклера»; неверно называемый «Похоронный меч»; британская форма рукояти в виде корзины, охватывающая шотландский claidheamh mòr и его родственников; и, наконец, скьявона.
Несмотря на общего предка раннегерманской корзиночной рукояти, задача проследить развитие каждой из этих форм является монументальной и, вполне возможно, бесполезной. Это осложняется тем фактом, что каждая форма развивалась отдельно и имела другие уникальные влияния, которых не разделяли другие.
Цель этой статьи — обсудить только одного представителя семейства боевых мечей, использовавшихся в 17-18 веках: скьявона. Из-за огромного разнообразия типов клинков, которые были найдены в паре с этим мечом, мы сосредоточимся только на самой рукояти. Скьявоне изготавливают с одно- и обоюдоострыми лезвиями различной длины с насадками и без них.
Что заложено в Названии?
Существует много споров вокруг происхождения и точного определения слова скьявона (произносится ски-а-во-на). Большая часть путаницы возникла в результате чрезмерного усердия викторианских авторов и тех, кто их перефразирует и (неправильно) цитирует.
В современном итальянском языке слово schiavo означает «раб», а slavo — «славянин». В венецианском итальянском, современном самому мечу, это слово, как говорят, относится к «славянской женщине» и может быть ограничено далматинкой. Этот перевод интересен тем, что предполагает, что название оружия соответствует привычке называть меч «она». Несмотря на это, общее определение скьявоны, приводимое во многих текстах, конкретно означающее «наемный солдат», вероятно, неверно.
Несмотря на путаницу с самим названием, скьявона, безусловно, может ассоциироваться с солдатами, набранными из рядов влияния Венеции на Балканах. Эти военные служили жестокой боевой силой, используя свои отличные мечи в Испании, в качестве телохранителей венецианского дожа и воинов против османов. Именно рассказы об этих славянских воинах так тесно связали их с мечом скьявона.
Ранние предки Скьявоны
По мере развития скьявоны в игру вступало множество различных форм мечей, культурные влияния и другие факторы. Уже обсуждалось влияние ранних германских корзиночных рукояток, но как насчет характерного навершия, которое можно увидеть на столь многих образцах скьявоне?
Навершие в виде «кошачьей головы», называемое по-немецки katzenkopfknauf, можно найти на сохранившихся образцах мечей с крестообразной рукоятью 14 века. Многие из упомянутых примеров можно проследить на руках славянских солдат, расквартированных в южной Европе и находившихся на службе в армиях Испании и Венеции.
Эти мечи имеют рукояти с квадратным или прямоугольным навершием и имеют приподнятый круглый выступ в центре и горизонтально загнутую поперечную гарду, часто изогнутую так, что образует круги. Гарды этого же типа восходят к венгерским мечам 14-15 веков, с похожими навершиями, но менее квадратными и более напоминающими форму щита.
Эти типы мечей сейчас часто называют скьявонеска, но, вероятно, более точно называть Эспада Эславона или Спада Скьявона (что означает «славянский меч»). Еще больше усложняя проблему наименования скьявоны с корзиночной рукоятью, Оукшотт выдвигает теорию, что, возможно, именно отсюда и пошло ее название.
Исходя из предпосылки, что мы можем определить по крайней мере одну линию прародителей скьявоны, проследив происхождение дизайна ее навершия, мы должны рассмотреть формы нескольких эфесов по мере их эволюции:
Первые два примера (A и B) демонстрируют старинный венгерский стиль с крестообразной рукоятью, который развился в позднесредневековый тип. Затем она развивается в пример C с добавлением смычка и колец на пальцах. Пример D показывает прямую прогрессию по мере того, как она становилась все более утонченной и принимала форму, которая оставалась популярной по всей Италии и Испании почти до 17 века.
Продолжает совершенствоваться рукоять, показанная в примере E, с характерным испанским вырезанным орнаментом в виде крестовины и набалдашника. Меч, показанный в примере F, похож, но лишен вырезов из предыдущего примера, но имеет уникальное навершие. Пример G — необычная вариация, имеющая углубленный центральный выступ в типичной венгерской / венецианской квадратной навершии.
Еще раз взглянув на навершие в форме трезубца в примере F, мы можем увидеть не только сходство по форме с навершием «кошачья голова» более позднего периода, но, скорее всего, связь между этим ранним стилем и более новой скьявоной.
Рукоять в Example H имеет характерное навершие в форме трезубца, как в Example F, но объединена с типично южногерманской рукоятью и имеет корзинку, напоминающую более новые корзины schiavona. В примере I показана еще одна корзина, очень похожая на более новые стили корзин, но также имеющая стилистические связи с более ранними примерами E и G. Что еще интереснее, у нее квадратное навершие в венгерском стиле и те же листовидные перекладины, покрывающие рикассо, что и у многих скьявоне более позднего периода. Рукоять в примере J — это еще один южногерманский меч, около 1570 года, имеющий гарду, аналогичную более новым корзиночным формам.
Эти последние три рукояти (H, I и J) чрезвычайно важны для того, чтобы сделать какой-либо вывод относительно происхождения полностью развитой скьявоны.
Полностью развитая Скьявона.
Помимо характерного навершия, характерного для этих мечей, полное развитие рукояти скьявоны определяется общим дизайном, который, по большей части, включает в себя методику изготовления, уникальную в области рукоятей-корзинок.
У скьявоны основные перекладины крепятся на концах перекладины и поднимаются к рукояти по диагонали, косо к плоскости клинка, а не параллельно, как на других вариантах рукояти с корзинкой. Вся корзина, как правило, остается свободно плавающей и не прикрепленной к луке. В некоторых примерах в навершии просверливается отверстие, а для крепления навершия к наколеннику используется проволочная петля или кольцо.
Эварт Оукшотт разделил скьявону на две основные категории, которые он назвал Типом 1 и типом 2. В свою очередь, Тип 2 имеет две возрастающие по сложности вариации, которые называются 2a и 2b.
Как показано на иллюстрации, тип 1 не только визуально проще остальных, но и настолько отличается, что его можно было бы классифицировать как совершенно иную форму рукояти, если бы не общая методика изготовления и характерное навершие в виде «кошачьей головы». Этот тип почти всегда довольно простой и без орнамента, но есть исключения. Хотя можно обнаружить различия в размере и способе сгибания прутьев, было разработано очень мало вариантов конструкции и формы корзины. Это может навести на мысль, что эти рукояти были выпущены в установленном порядке, но подтвердить это невозможно.
Гарды на рукоятях типа 1 плоские, широкие и всегда имеют форму листа. Задний кильон квадратного сечения, расклешенный на конце и обычно закругленный наружу. На дне корзины, закрывающей область рикассо лезвия, расположены две перекрещивающиеся заостренные планки, прикрепленные кончиками. Щитки всегда довольно простые и крепятся в виде кольца для большого пальца. Рукояти типа 1, по-видимому, изначально всегда оснащались навершием в виде «кошачьей головы», хотя их форма и материал, по-видимому, различались.
Щитки типа 2 более сложные, состоят из прутьев, которые расширяются перед тем, как защемиться внутрь, и заканчиваются ручкой. Задний кильон почти всегда повторяет ту же форму, изгибаясь наружу. Верхние накладки для петель на рукояти, в отличие от трех приплюснутых форм, которые можно увидеть в типе 1, образованы из пары диагональных узких перекладин, соединенных вместе рядом коротких перекладин под прямым углом к петлям. Тыльная сторона рукояти намного сложнее, чем у типа 1, обычно она имеет более полную структуру и «скульптурную» форму.
Типы 2a и 2b имеют ту же общую предпосылку, что и стандартный тип рукояти 2. Единственное отличие заключается в том, что тип 2a имеет три диагональных ограждения для петель, которые образуют два ряда вырезанных фигур, а не один ряд. Дизайн модели 2b становится более детализированным за счет добавления еще одного ряда петлевых ограждений, образующих три ряда вырезанных фигур.
Эти подтипы, как и более простой тип рукояти 1, по-видимому, предполагают схему регулирования, поскольку их формы, по-видимому, мало различаются. Из всех четырех типов рукояти типа 2 отличаются наибольшим разнообразием конструкции и декора.
Неизвестно, какой тип рукояти возник первым и произошел ли один из них от другого. Этот вопрос сложный, и существуют теории, подтверждающие все возможности. После всего сказанного и сделанного кажется разумным заключить, что различные типы рукоятей были современными и, вполне возможно, разрабатывались в разных регионах.
Исторические примеры.
Как и в случае с любым стилем меча, рукояти скьявоны различались по отделке и качеству. Большинство примеров довольно простые, и из них значительное количество можно точно назвать совершенно грубыми. Остальные, однако, являются одними из самых сложных среди всех форм рукоятей.
Изучение этого разнообразия можно наблюдать только на навершии. Некоторые примеры представляют собой плохо выполненные куски металла: деформированные и лишенные симметрии. Другие представляют собой детализированные и художественные скульптуры сами по себе, часто с изображением масок, лиц или сложных розеточных узоров. Навершия были сделаны из железа, бронзы или латуни и даже из чистого серебра.
Заключение.
Все еще остается много сомнений относительно конкретной датировки формы рукояти скьявоны, вопросов о том, какой тип рукояти появился первым, и множества теорий о том, как он соотносится с другими рукоятями-корзинками. Несмотря на все эти вопросы, нет никаких сомнений в привлекательности этой уникальной формы рукояти.
Скьявона обладает уникальными качествами по сравнению с другими историческими формами мечей. Хотя сложность, кажется, не позволяет ей широко распространиться на современном рынке, уникальность создала группу коллекционеров, жаждущих приобрести один из этих мечей. Часто требуется изучить ее из первых рук, чтобы полностью осознать назначение и разобраться в сложной конструкции.
На рынке репродукций доступно очень мало вариантов по сравнению с другими типами оружия, и найти качественную «скьявону» было несколько сложной задачей. Я надеюсь, что по мере того, как все больше людей узнают об этих мечах и знакомятся с их мастерством, количество доступных вариантов будет расти.
Видео пример меча «Скьявона». Конечно, есть в объяснении некоторые не точности. Но, историки и археологи просто не могут придти к одному мнению. Так, что не будем придираться, а просто оценим красоту данного меча и мастерство изготовителей. А тем, кто любит критиковать всё и вся, пыхтеть и вонять, предлагаю сесть на поезд, или автобус, отправится в глухую и далёкую деревню. Найти там сельский туалет, типа сортир и нырнуть в отверстие щучкой. Там им самое место.
Меч «Скьявона»Меч «Скьявона» Оружиевед Дмитрий (Китоврас) |