В этом разделе всё о мечах.
Долгая история этого меча изобилует практически всеми мыслимыми дизайнами клинков. Если рассматривать их в целом, без учета культуры и периода, дизайн меча действительно является примером технической изобретательности человека и склонности к изменениям. Вариативность в этой области исследований практически безгранична. Однако существуют определенные образцы мечей, которые стали фирменными знаками, символизирующими определенное место или эпоху. В центре внимания этой статьи один из таких образцов.
На протяжении большей части ранней истории европейского континента удар был предпочтительным методом атаки. Хотя и были отдельные случаи использования колющих конструкций, мечи, предназначенные для удара, были нормой. Даже римский гладиус, меч, который использовался в бою с акцентом на нанесение удара, при необходимости был эффективным режущим инструментом. Хотя эти режущие конструкции хорошо служили веками, они существовали не в вакууме. На протяжении всей своей истории меч был постоянно меняющимся инструментом, который приспосабливался к требованиям эпохи. Как и меч, доспехи также продолжали развиваться и меняться. Эти орудия нападения и защиты эволюционировали в кошки-мышки до самого момента своего устаревания.
Где-то в эпоху высокого Средневековья в дизайне мечей начали происходить незаметные эволюционные изменения. Было осознано, что старые образцы, предназначенные для огранки, могут быть улучшены. Клинок начал заметно сужаться в своем профиле, а также укорачиваться его фуллер. Эти изменения привели к значительным улучшениям в нескольких областях. Хотя этот новый дизайн по-прежнему был ориентирован на разрез, увеличенная конусность клинка также придала ему гораздо более удобное острие. Укорочение фуллера также помогло сохранить правильное распределение массы, необходимое для решающего разреза, а также эффективный контроль точки во время удара. Конечным результатом стал меч, столь же эффективный в рубке, как и его предшественники, но при этом намного превосходящий их в ударе. Эварт Оукшотт обозначил этот дизайн как тип XII в своей типологии.
Оукшотт охарактеризовал мечи типа XII как «имеющие широкий, плоский, равномерно сужающийся клинок, как правило, с хорошим острием и тенденцией к заметному расширению ниже рукояти». Фуллер будет хорошо очерчен, обычно простираясь ниже гарды на две трети-три четверти длины клинка. Встречались примеры с двойными или тройными фуллерами. Поперечное сечение клинка будет иметь двояковыпуклую форму, а длина клинка обычно составляет от тридцати до тридцати двух дюймов. Рукоятка будет немного длиннее, чем у предыдущих типов, обычно размером около четырех с половиной дюймов. Стиль гарды не является определяющей чертой типа, возможен практически любой стиль. Однако наиболее распространенной является короткая прямая гарда, часто с круглым или восьмиугольным поперечным сечением. Навершие также может быть практически любого типа, но чаще всего представляет собой толстый диск с сильно скошенными краями (обозначается Оукшоттом как тип I).
По сравнению с другими средневековыми образцами, сохранилось большое количество мечей типа XII. Хотя этот факт, несомненно, свидетельствует о популярности этого типа, он также может привести к трудностям, возникающим при классификации мечей с точки зрения типа. Вот почему Оукшотт считал, что меч типа XII является одним из самых сложных для классификации. Многие мечи, которые кажутся обозначенными как меч типа XII, на самом деле могут быть типа X или даже типа XIV. Из-за постоянной заточки на протяжении всего срока службы многие мечи будут иметь большую конусность профиля или вообще другой профиль, чем у новых. Большая длина также может быть проблемой. Меч, который в остальном относится к clear Type XII, может иметь фуллер, проходящий почти по всей длине клинка (возможно, первоначально Type X?), что запутывает проблему.
Меч типа XII из гробницы короля Санчо IV
На данный момент не найдено ни одного меча, который мог бы указать точную дату самого раннего использования этого типа. Был обнаружен только один меч, который можно датировать с какой-либо определенной точностью. Этот меч был найден в 1943 году в гробнице Санчо IV, короля Кастилии и Леона. Из-за места находки его можно датировать не позднее 1295 года: даты смерти Санчо IV. Похожий меч был найден в могиле старшего брата Санчо, Фернандо де ла Серда, который умер в 1270 году. Однако этот меч не может быть точно идентифицирован как меч типа XII из-за того, что он все еще находится в ножнах. В земельном музее Цвайзеришес в Цюрихе есть меч, который еще больше усложняет задачу определения даты начала производства меча Type XII. Поскольку рукоять этого меча выполнена в классическом стиле викингов, всегда предполагалось, что это меч того периода, однако его клинок также имеет вполне очевидный дизайн Type XII. Можно ли считать этот меч отправной точкой для данного типа или просто аномалией? Когда вышеупомянутые проблемы сочетаются с очевидной популярностью меча Type XII, легко понять, почему так сложно назначить дату появления этого типа.
Подтип Oakeshott’s Type XII сам по себе является таким же классическим дизайном, как и сам Type XII. Этот дизайн, по-видимому, указывает на то, что искали более эффективный меч, который мог бы победить улучшенные доспехи периода между 1275 и 1325 годами. Это меч аналогичного общего дизайна, но большего размера. У него многие из тех же типов навершия и гарды, что и у Type XII, однако клинок, как правило, намного длиннее, чаще всего от тридцати семи до сорока дюймов в длину, но все еще линзовидного поперечного сечения. Рукоятка также будет соответственно длиннее, обычно от шести с половиной до девяти дюймов в длину. Известное как «grete swerdes», это мощное и массивное оружие положило начало средневековому длинному мечу. Считается, что из-за его представленности в региональных произведениях искусства и комментариях, что этот тип берет свое начало в областях Европы, которые попали под германское влияние. Также кажется, что этот тип начал появляться в середине 13 века в противовес усовершенствованной защите кольчуг, которая тогда вошла в обиход. Оукшотт первоначально классифицировал эти мечи в своем типе XIIIa, однако позже он определил, что существует значительное количество таких мечей, которые имеют ярко выраженный профиль, сужающийся к лезвию, а также большую длину, более схожую по пропорциям с типом XII. Оукшотт обозначил этот подтип как Тип XIIa.
Исторические примеры
Здесь представлены образцы подлинных мечей типа XII:
XII.1 Из Национального музея Цвайзериш, Цюрих
Судя по форме клинка длиной 30 дюймов, этот меч, несомненно, относится к типу XII. Однако рукоять определенно имеет форму викингов. Оукшотт утверждает, что нет смысла использовать тип для установления даты. Следует предположить, что это действительно меч поздних викингов. Возможно, это самый ранний пример типа?
XII.2 Из сокровищницы кафедрального собора, Толедо
Этот меч, датируемый примерно 1298 годом, является одним из лучших, сохранившихся со времен средневековья. Некоторые участки 36-дюймового клинка сильно проржавели, в то время как другие прекрасно сохранились. Считается, что этот меч, возможно, принадлежал отцу Санчо, Альфонсо эль Сабио. Следовательно, он может быть датирован двадцатью годами раньше времени смерти Санчо. Ножны меча также прекрасно сохранились.
XII.3 Из музея Осло
Этот меч был найден в каменном «гробу» в 1888 году, когда на сельскохозяйственных землях в Корсойгардене в округе Хедмарк в Норвегии проводились железнодорожные работы. Рукоять представляет собой позднюю сохранившуюся переходную форму викингов. Его можно датировать периодом не позднее 1150 или ранее 1100 года по рунической надписи на закруглениях, которые все еще присутствуют на конце клинка длиной почти 35 дюймов.
XII.4 Из Мадрида, Институт Конде Валенсии имени дона Хуана
Этот меч, известный как «Меч Санта-Касильды», имеет лезвие длиной 30 дюймов. Рукоять обтянута красной кожей. Гай Лакинг считал их заменой, но Оукшотт считал их оригинальными. В то время как другие авторитетные источники датировали этот меч примерно 1300 годом, Оукшотт считал, что он датируется столетием ранее из-за его стиля оформления. Описан Оукшоттом как «Приятный и хорошо сбалансированный в руке, поскольку имеет прекрасные пропорции».
XII.5 Из Национального музея, Копенгаген
Этот меч, датируемый примерно 1225-75 годами, найден в реке с очень небольшим количеством выбоин и в целом в очень хорошем состоянии. Его клинок имеет длину 32 дюйма.
XII.6 Из музея Шнютгена, Кельн
Этот меч и его клинок длиной 33,5 дюйма находятся в чрезвычайно хорошем состоянии, поскольку хранились в Музее Шнютгена с 1929 года. Рукоять была восстановлена в 18 веке, тогда она была обтянута сафьяновой кожей. Навершие украшено необычным геральдическим изображением в виде бабочки, выполненной в необычных цветах белого, фиолетового и желтого. Этот пример датируется примерно 1320-50 годами.
XII.7 Находятся в частной коллекции, когда-то были предоставлены Оружейным мастерским Тауэра
Оукшотт называет этот меч «чрезвычайно важным» и датирует его примерно 1100-50 годами, несмотря на то, что другие ученые датируют его почти на 200 лет позже. Он ссылается на другой меч, XII.3 выше, который почти идентичен. Надписи на клинке длиной 32 дюйма, выполненные двумя разными буквами, точно соответствуют другим образцам 11-12 веков. Подробный анализ этих деталей можно найти в Записях о средневековом мече Оукшотта.
Здесь представлены образцы подлинных мечей типа XIIa:
XIIa.1 Из коллекции Баррелла, Глазго
Этот меч находится в раскопанном состоянии с разбросанными глубокими выбоинами по его поверхности. Он датируется примерно 1300-50 годами и имеет лезвие длиной 36 дюймов.
XIIa.2 Находятся в частной коллекции
Этот меч (около 1300-50 гг.) сохранил свою первоначальную рукоятку из дерева, перевязанную шнуром и обтянутую кожей, практически в первозданном состоянии. На каждой стороне клинка длиной 35 дюймов инкрустирован знак латтенского кинжала. Это соответствует двум другим мечам: Большому мечу Эдуарда III в часовне Святого Георгия в Виндзоре и большому боевому мечу типа XIIIa в Лондонском музее. Это указывает на то, что все три клинка были изготовлены в одной мастерской.
XIIa.3 Из Королевских оружейных мастерских
Этот образец датируется 1350-1400 годами. За исключением потертой рукояти, он почти в идеальном состоянии. На клинке длиной 35,5 дюйма выгравирована арабская надпись, гласящая: «Неотъемлемая собственность казны болотной провинции Александрия, да будет она защищена».
XIIa.4 Находятся в частной коллекции
Из-за значительных выбоин на всех поверхностях этот меч 1250-1350 годов, вероятно, был раскопан или был частью речной находки. На клинке длиной 43,25 дюйма с обеих сторон нанесено несколько инкрустаций, возможно, из латена или латуни. Навершие украшено необычным декором в виде розеток, выбитых на центральных плоскостях его лицевой стороны.
Мечи типа XII и XIIa, найденные в произведениях искусства
Из серебряной раки Карла Великого в Ахенском соборе, около 1207 года
Хотя датировать образцы типа XII бывает трудно, нам помогают произведения искусства того периода. Одним из самых ранних примеров является фигура Архангела Михаила в соборе Бамберга. На этом рисунке четко изображен меч типа XII с навершием в форме бразильского ореха. Эту скульптуру можно датировать примерно 1200 годом. Этот рисунок иллюстрирует самый ранний известный пример типа XII в современном искусстве. Примерно после 1200 года почти каждый меч, изображенный на скульптуре в течение следующих восьмидесяти лет, относится к типу XII. Оукшотт заявил, что «Их так много, что невозможно перечислить их все». Многие из этих мечей изображены в ножнах. Однако на произведениях искусства есть несколько ярких примеров, датируемых 1260-1310 годами, например, один из них в руках святого Петра в Наумбергском соборе.
Лучшим источником изображений типа XII, без сомнения, является Библия Мацеевского, сделанная приблизительно в 1250 году. Многие из изображенных в ней мечей, по-видимому, указывают на фуллер в полный рост; это, по-видимому, указывает на тип X. Однако большинство иллюстраций имеют слишком большую конусность профиля, чтобы быть настоящим мечом типа X. Учитывая период изготовления Библии, они с гораздо большей вероятностью указывают на мечи типа XII. В библиотеке Тринити-колледжа в Кембридже также есть Апокалипсис, сделанный примерно двадцатью годами ранее, с иллюстрациями этого типа. Многие иллюстрации из рукописи I.33 Королевских оружейных мастерских могут быть истолкованы как относящиеся к типу XII.
Давид нападает на сирийцев и убивает их капитана Шобаха. Из Библии Мацеевского
Тип XIIa не так четко представлен в произведениях искусства того периода. Многие иллюстрации, на которых изображен меч grete swerde, могут быть интерпретированы либо как тип XIIa, либо как тип XIIIa. На рисунке на псалтири Тенисона, изготовленной до 1284 года, изображен меч, который, возможно, относится к типу XIIa. Хотя Оукшотт обозначил этот меч как Type XIIIa, он сделал это до создания обозначения Type XIIa. На изображенном мече немного больше конусности профиля, чем обычно для Type XIIIa. По мнению автора, меч на самом деле может быть типа XIIa. Также есть фигура на балдахине гробницы Эдмунда Краучбека в Вестминстерском аббатстве, около 1296 года. Хотя меч показан в ножнах, он имеет пропорции grete swerde и имеет определенный профиль, сужающийся к форме клинка.
Мечи Type XII и Type XIIa сегодня так же популярны, как и давным-давно. Следовательно, на современном рынке доступно множество мечей. Эти мечи варьируются от очень точных высококачественных копий до образцов среднего и бюджетного класса. Во многих недорогих образцах отсутствуют некоторые особенности, определяющие типы. Клинки часто имеют неглубокое ромбовидное или даже шестиугольное поперечное сечение, а не правильный линзовидный дизайн. Большая длина и форма являются определяющей характеристикой Type XII. Те, что встречаются на репродукционных клинках, часто могут быть слишком узкими или слишком длинными. Как таковые, они не могут считаться подходящими для данного типа. Однако даже они могут дать современному коллекционеру и практикующему специалисту разумное представление об этом типе при более низкой стоимости.
Заключение
Мечи типа XII и XIIa были и остаются классическими образцами мечей. Их широкое изображение в художественных произведениях того времени свидетельствует об их популярности с конца 12-го до середины 14-го века. Что касается типа XII, то ни один другой меч не изображен так широко в современных произведениях искусства. В то время как тип XIIa иллюстрирован не так широко, мечи этого типа четко упоминаются во многих описаниях боевых действий того периода. Хотя их нельзя считать вершиной в дизайне мечей, они были определенным шагом к достижению этой цели. Мечи Type XII продемонстрировали заметное превосходство над предыдущими конструкциями как в обращении, так и в производительности. В то же время тип XIIa помог представить новый тип меча, который оставался опорой на поле боя, в различных формах, до тех пор, пока меч оставался оружием фронта. Если какие-либо мечи можно считать классическими для своего времени, то это мечи Оукшотта типа XII и XIIa.