Новый шлем, представленный в начале 16 века, унаследовал многие черты своих древних предков: простую полусферическую чашу; короткий клюв или пику для защиты лица, не ограничивая зрение или дыхание; воротник для защиты шеи; и откидные пластины для защиты боковых частей головы и лица. Хотя новый шлем иногда называли бургундским шлемом, он мало похож на обтекаемую форму ведерка для угля, которую мы чаще всего ассоциируем с шлемом XV века. Таким образом, новый шлем, возможно, просто возродился в своей полной классической форме, а не развился из саллета.
Слева направо: Бургонет, около 1560-70; Бургонет, Нюрнберг, около 1570; Остроконечный бургонет, Северная Италия, около 1600; Гравированный бургонет, около 1560; Бургонет, около 1560, приписывается Францу Гроссхеделю (1520-1581); Рельефный парадный бургонет, Милан, около 1560
В англоязычном мире этот шлем известен как burgonet. Как и в случае со многими терминами, касающимися оружия и доспехов, произношение этого термина является сложным и, возможно, также лингвистически неоправданным. Burg-oh-neht — правильное со словарной точки зрения произношение. Название, по-видимому, является искажением bourguignotte, современного французского термина, обозначающего этот тип шлема. Общепринятой лингвистической точкой отсчета является ассоциация шлема с восточно-центральной французской провинцией Бургундия, но итальянские оружейники также сыграли ключевую роль в разработке этого типа.
Безусловно, бургундец сохранился не только потому, что соответствовал моде эпохи Возрождения. Неотъемлемые преимущества конструкции — улучшение периферийного зрения и подачи воздуха без ущерба для защиты критических зон головы и шеи — просто, кажется, понравились воинам эпохи Возрождения не меньше, чем их древним предкам. Итак, бургонет служил на всех уровнях военного общества эпохи Возрождения, от низших пехотинцев до королей, и оказался особенно популярным для использования в кавалерии. Но к середине XVII века морион и кабассет вытеснили бургонет для использования пехотой. Более защитный закрытый бургонет продолжал служить тяжелой кавалерии, а zischägge — восточноевропейский кавалерийский шлем, удивительно похожий на традиционный бургонет, — был распространен по крайней мере до середины века.
Строительство
Бургонет часто называют «легким» шлемом, что мало что значит и игнорирует большое разнообразие дизайнов бургонетов. Судя по скудным опубликованным данным, типичный бургонет XVI века с защитными пластинами, называемыми щеколдами, весит от трех с половиной до пяти фунтов. Те, что без щек, весят, конечно, меньше, а закрытые бургонеты, которые закрывают все лицо, весят на несколько фунтов больше. Некоторые закрытые бургонеты начала 17 века весят более десяти фунтов!
Слева направо: Бургонет, французский, около 1555/60; Бургонет, южногерманский или итальянский, около 1570; Бургонет, состоящий из двух половинок, соединенных в центре низким гребнем, Франция, около 1620; Бургонет, около 1560; Бургонет с высоким гребнем, около 1570; Гравированный бургонет, 1570/80
Бургонеты обычно изготавливались из цельного листа стали, хотя некоторые были сделаны из двух пластин, соединенных вдоль центрального гребня или гребенки. Независимо от того, как они сконструированы, многие бургонеты имеют один или несколько таких гребней, идущих от бровей к основанию шеи. Они добавляют эффектный декоративный элемент, но также служат практической цели укрепления и защиты чаши. Конические граненые чаши без гребней встречаются в изобилии, но стиль с одним гребнем, по-видимому, преобладал вплоть до 17 века.
При наличии щечки прикрепляются шарнирами к стенкам чаши бургонета. Некоторые из этих защитных элементов простираются так, что закрывают всю часть лица, кроме центральной (на манер древнеримских легионерских шлемов). Чаще всего они закрывают только боковую часть лица, голову и верхнюю часть шеи и удерживаются на месте с помощью системы ремешков и пряжек, приклепанных снаружи или внутри щек у подбородка владельца.
Слева направо: Закрытый бургонет с падающим буфером, около 1540 года; Закрытый бургонет типа «савойяр», итальянский, около 1620 года; Бургонет с бевором, Аугсбург, около 1541 года; Закрытый итальянский бургонет «Савойяр», около 1625 года; Закрытый бургонет, немецкий, середина 16 века; Бургонет с зарешеченным шипастым козырьком, около 1560 года
В большинстве опубликованных примеров бургонетов козырек, деталь, мало чем отличающаяся от полей шляпы, либо вырезан из стали чаши, либо выполнен в виде отдельной пластины, приклепанной к чаше с каждого конца, чтобы она могла поворачиваться вертикально. Отдельный, но закрепленный козырек, приклепанный к внутренней стороне чаши, по-видимому, является менее распространенным методом создания козырька. Независимо от его длины или конструкции, козырек предназначен для защиты лица владельца от вертикальных ударов и защиты глаз от солнца и дождя.
Большинство оригинальных бургонетов имеют ту или иную форму украшения. Часто встречаются свернутые и обвязанные канатом края и проколотые щечки, а лучшие бургонеты были выгравированы, инкрустированы и / или выборочно окрашены и отполированы. Некоторые из них были обтянуты тонкой тканью в традициях саллетов. Обширное тиснение (которое разжижает сталь) фактически сделало некоторые ранние бургонеты непригодными для каких-либо целей, кроме церемониальной одежды.
Некоторые высококачественные burgonets оснащены дополнительными накладками, которые позволяют владельцу более или менее надежно защищать лицо в зависимости от ситуации. Наиболее распространенным из этих дополнительных средств защиты является buffe, пластина или серия пластин для защиты горла и нижней части лица до глаз. Это изделие обычно крепится специальными булавками или заклепками к чаше и / или ремешком, намотанным на тыльную сторону бургонета. Если они вообще все еще существуют, отдельные средства защиты, возможно, больше не связаны с сохранившимися шлемами, поэтому было бы трудно судить, какие бургонеты изначально использовались таким образом. Представляется наиболее вероятным, что более изысканные бургонеты ассоциировались бы с буфами, в то время как пехотные бургонеты с качественным снаряжением — нет.
Когда защита от анфас постоянно прикреплена к чаше, шлем известен как закрытый бургонет и напоминает современный закрытый шлем. Одна из поздних форм закрытого бургонета была распространена среди тяжелой кавалерии 17 века и заслуживает особого упоминания, поскольку ее форма настолько поразительна. Эта мрачная, стилистически скупая форма с вырезами для глаз, носа и рта настолько напоминала человеческий череп, что немцы и австрийцы называли ее шлемом тоденкопфа (мертвая голова). Он также известен под менее драматично имена Савойской или савойская шлем.
Подборка репродукций
Бургонеты-репродукции найти несложно, но они сильно различаются как по качеству, так и по цене. Готовые версии обычно не подходят по размеру, в то время как пользовательские или полу-пользовательские версии создают значительные временные и финансовые трудности.
Компания Museum Replicas Limited предложила по меньшей мере три разных бургонета — свой, шотландский Burgonet, итальянский Burgonet и сильно скопированную версию из стали и латуни с падающим буфетом, созданную по мотивам одного из них в Лондонском Тауэре (на фото из коллекции Чада Арноу), — все они, похоже, сняты с производства. Шотландский бургонет все еще можно найти новым, и различные подделки последнего из них распространены в Интернете.
В этой игре участвуют и несколько других, более мелких производителей, в том числе Thaden Armory, Medieval Reproductions, Illusion Armoring и чешская компания Best Armor, которая, кажется, предлагает особенно выгодное соотношение цены и качества с точки зрения точных материалов и конструкции, индивидуальной подгонки и цены.
Канадский оружейник Valentine Armouries предлагает несколько стилей бургонета, в том числе бургонет в стиле тоденкопфа.
Заключение
Бургонет, как и все пехотные шлемы, доспехи и холодное оружие, вышел из употребления в середине-конце XVII века, когда на поле боя стало доминировать огнестрельное оружие. К тому времени бургонет был настолько специализирован (для саперов и тяжелой кавалерии) и настолько тяжел (как защита от пуль), что утратил свои первоначальные преимущества. Как отметил Эварт Оукшотт, «грубые» поздние бургонеты, такие как тип тоденкопфа, далеки от элегантных, богато украшенных форм ранних, «героических» бургонетов. Если уж на то пошло, они антигероичны и являются логическим завершением эпохи, известной своими достижениями в изобразительном искусстве и естественных науках, но которая также многого достигла в мрачном искусстве и науке ведения войны.